Запомните имя: Линас Зайкаускас
Окончил Ленинградскую музыкальную академию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Режиссура музыкального театра». Поставил на драматических и оперных сценах около сорока спектаклей...
Окончил Ленинградскую музыкальную академию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Режиссура музыкального театра». Поставил на драматических и оперных сценах около сорока спектаклей, которые принимали участие и неоднократно награждались на разных европейских фестивалях.
Работал главным режиссером Русского драматического театра в Вильнюсе (1992—1999), генеральным директором и режиссером Театра Повшехны в Польше (1999—2001). Руководил Международным театральным фестивалем имени Гомбровича, Международным фестивалем культуры в Радоме (Польша). Кроме того, преподавал актерское мастерство в Музыкальной академии Литвы, историю европейской культуры в Паневежисской консерватории, работал преподавателем рекламы в Высшей школе журналистики имени Ваньковича в Варшаве. Поставленные им спектакли идут на сценах театров России, Польши, Литвы, Турции, Украины.
Соавтор пьес «Берег неба», «Кармен», автор театральных инсценировок «На отшибе мира» по Т. Кантору, «Час, в течение которого мы ничего не знали друг о друге» по П. Хандке. С 2008 года является главным режиссером Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом». На сцене театра им поставлены спектакли: «Чувства» по произведениям А. Чехова, «Пять пудов любви» по пьесе «Чайка» А. Чехова, «Валентинов день» И. Вырыпаева. Лауреат фестиваля-конкурса «Золотой конек» (Тюмень), лауреат международных фестивалей в Польше, Литве, Германии, Чехии. Награжден высшей наградой республики за творческие достижения в театральном искусстве, дипломом человека культуры года города Радома, «Дипломом президента Башкортостана».
Это плюс подробности можно узнать по адресу old-house.ru. За-глянуть на сайт есть смысл, потому что, возможно, этот человек в ближайшее время станет главным режиссером Челябинского академического театра драмы.
Тем сообщениям в Интернете, где говорится, что Зайкаускас уже назначен на эту должность, не верьте. Режиссер только в конце марта приедет посмотреть труппу.
Директор Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова Игорь Лопаткин недавно видел работу Зайкаускаса в Польше, где было большое мероприятие, собравшее немало руководителей театров из разных стран Европы. Это был чеховский «Дядя Ваня». Спектакль высоко оценен участниками форума.
— Я разговаривал с классиком польского, а можно сказать и мирового кинематографа Кшиштовом Занусси, — рассказывает Игорь Владимирович, — он отозвался о творчестве Зайкаускаса с серьезным одобрением.
Лопаткин на вопрос вашего корреспондента: «Будет ли новый главный руководить театром наездами или все-таки осядет в Челябинске?» ответил, что как раз сегодня (а разговор состоялся вчера вечером) едет смотреть квартиру для семьи режиссера. А это жена Маргарита, сценограф по профессии, двое детей.
О творческих планах речь пойдет позже, но известно, что любимые драматурги Зайкаускаса Шекспир и Чехов.
Министр культуры области Владимир Макаров подтвердил, что пока никаких документов не подписано, речь лишь идет о взаимном интересе театра и режиссера. Должности художественного руководителя в новом уставе театра нет, она упразднена, говорить можно о должности главного режиссера.
А вот слова самого Зайкаускаса, сказанные в одном из интернет-интервью:
— Я не обольщаюсь (это не о нашем театре), все-таки не впервые работаю главным режиссером. Для меня непреложна четкая иерархия — в театре все подчиняется воле режиссера. Не потому, что он деспот и самодур, а потому, что точно знает, как лучше для художественного результата. Еще Наполеон изрек: «Демократии не может существовать в армии и в «Комеди-франсез».
Для нашей труппы, закосневшей от долгого безрежиссерья, перемены, пусть даже резкие, могут оказаться целительными. Многие помнят, как, придя в наш театр, Наум Юрьевич Орлов предложил тогда тоже застоявшимся артистам новый репертуар, новый сценический язык. И — помогло!
Встреча нашей труппы с Линасом Зайкаускасом могла произойти раньше. Еще при Владимире Гурфинкеле литовский режиссер приезжал в Челябинск, чтобы предложить постановку. Но его даже не приняли для переговоров.
Литовская режиссерская школа, созданная в Паневежисе Юозасом Мильтинисом, завоевала авторитет в театральном мире Европы. Кандидат в главные режиссеры Челябинской драмы имеет к Паневежису непосредственное отношение.
Поделиться