Ах ты, «Бышенька»!

15 Октября 2008 Автор: Старикова Лидия Владимировна

В лучших работах ансамбля «Урал» — «Синеглазовские барабушки», «Бышенька», «Кадриль с колокольчиками», «Барыня» и других — Ольга Устьянцева исполняет сольные партии. Выразительная, обаятельная, искрометная, кокетливая, задорная — какими только эпитетами не награждали ее в прессе, в том числе и за рубежом.

Руководитель ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев утверждает, что в творческом коллективе нет солистов. Только артисты.

— Владимир Петрович совершенно прав, — соглашается артистка Ольга Устьянцева, — потому что, даже работая на второй линии — да на любой, — ты должен выкладываться до последнего. А зритель? Он все равно все увидит и оценит… И все же с мэтром танца можно поспорить. В любом танцевальном коллективе всегда есть те, кто приковывает внимание, с кого не хочется спускать глаз. Они танцуют так легко, что не замечаешь технических сложностей. Несут столько азарта, что заражаешься их энергией. Ольга Устьянцева из таких. Она всегда танцует на первой линии, никогда не устает, утверждая, что сцена дает силы, лечит, избавляет от плохого настроения, дарит ни с чем не сравнимые ощущения. Она из тех, кого зовут лицом ансамбля, афиши с ее изображением видело полмира.

…Первый паспорт девочка Оля получила заграничный, а «молоткастый и серпастый» только через год, когда ей исполнилось шестнадцать. В советское время факт исключительный. Но Оля была самодеятельной артист-кой — она танцевала во Дворце культуры станкостроительного объединения и должна была поехать на гастроли за рубеж по маршруту Вьетнам—Филиппины—Северная Корея. Она была единственной несовершеннолетней участницей ансамбля, но без нее руководитель Владимир Криворуцкий ни за что не соглашался ехать. Миниатюрная девчушка была «звездочкой», украшением многих танцев. Она с детства выделялась: танцевала легко, радостно, сложнейшие элементы осваивала мгновенно. А уж когда Оля «дробила», ей просто не было равных. Не случайно позже она получит специальный диплом, который ей вручили «за исполнение женской танцевальной техники и артистизм» на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1990-м. Под «танцевальной техникой» жюри имело в виду владение техникой дроби.

— Наверное, я родилась с этой любовью к танцам, — говорит сегодня одна из ведущих артисток ансамбля танца «Урал» Челябинского концертного объединения Ольга Устьянцева. — Меня отдали в хор Дворца культуры Станкомаша где-то лет в пять — туда ходила мама. Я радостно пела, была солисткой. Но однажды, проходя мимо танцзала, замерла, увидев репетицию. Дома устроила рев: «мама, только танцы».
Мама Александра Ильинична сдалась. Но хор девочка не оставила: все твердили о ее музыкальных способностях и абсолютном слухе. И все же выбор скоро пришлось сделать.
— Да я его, собственно, и не делала. Для меня он был абсолютно ясен: танцы, танцы и еще раз танцы, — смеется Ольга.

Первый педагог, Инна Александровна Васильева, была человеком талантливым, чутким, она, собственно, и открыла Ольге путь в танцевальный мир. Потом была Элла Аркадьевна Бережнова. Но уже маленькую ее приметил Владимир Криворуцкий, руководитель ансамбля «Юность», известный танцовщик театра оперы и балета, педагог. «Подрастай скорее и ко мне», — часто говорил он. Вот Оля и подросла. В пятнадцать лет поехала на первые зарубежные гастроли.
Во Вьетнаме, на Филиппинах проблем не возникло. Но в Северной Корее маленькую артистку долго не выпускали с теплохода: «Пятнадцать лет, пятнадцать лет, нельзя…» — твердили корейцы. Но художественный руководитель Лидия Ускова настояла: «Без Оли концерт не состоится». Принимали везде восторженно, но аплодисменты не кружили голову девочке-подростку, она танцевала не ради них.

Потом было много гастролей, но те, первые, запомнились особо.
— Вообще, в то время поездки за рубеж были событием, — рассказывает Ольга, — из-за «железного занавеса» часто носили политический характер. Дружим со страной — пускают на гастроли, прохладные отношения — не выпустят, хотя коллектив приглашают, предлагают очень хорошие условия. А уж как предостерегали от провокаций! Помню, концерт в Колумбии. В зале одни «бриллианты», почему-то очень много мужчин, сплошные миллионеры. Смотрят, восхищаются, кричат. А после мы выходим на поклоны. И вдруг на сцену устремляется поток этаких «мафиози», которые начинают, не глядя, вытаскивать пригоршнями купюры из толстенных портмоне и совать артистам. Мы в растерянности, худрук кричит: «Быстро отдайте деньги обратно». А кому? Они уже все уходят, отмахиваются, смотрят как на ненормальных. В общем все до цента мы оставили на креслах. Но такое встречалось только в Латинской Америке, наверное, там так принято. В других странах дарили, как и положено, цветы.

После первых поездок Оля занялась английским, сегодня владеет им безупречно. И еще поняла: танцы — это навсегда, надо учиться. Перед окончанием культ-просветучилища — позже Ольга поступит в Челябинскую академию культуры и искусства — решает попробовать себя на профессиональной сцене. Подруга уговорила ее пойти «на смотрины» в ансамбль «Урал» Челябинской филармонии. Что такое «Урал», Ольга понимала: визитная карточка за рубежом, носитель русской национальной культуры, профессионалы высочайшего уровня, настоящие виртуозы танца. «Смотрины» прошли удачно, Олю взяли, подруге отказали. В этот момент произошло еще одно событие, о котором тогда Ольга не подозревала. Наблюдавший за «экзаменом» музыкальный руководитель ансамбля, композитор и баянист экстра-класса Василий Устьянцев не сводил с юной Оли глаз. «Моя», — сказал он сидящему рядом танцору Виктору Карачинцеву. Вскоре Оля стала Устьянцевой. Под этой фамилией ее знают в Челябинске и за рубежом.

— Я счастливая, — говорит Ольга. — Вы не представляете, что для меня сцена: это моя радость, это мой доктор, источник вдохновения, это моя жизнь. И у меня необыкновенная семья: мама, брат, конечно, «мой Вася» и сын Петр. Мы все живем вместе в Ленинском районе. И очень дружны.
Ольга свято верит в судьбу. Жизнь предоставляла ей разные варианты. Когда она еще занималась в ДК Станкомаша, в Челябинск приехал ансамбль «Березка», который Ольга боготворила. Криворуцкий договорился, чтобы его худрук поставила один танец. Оля, как всегда, была на первой линии. Неожиданно ее пригласили к художественному руководителю «Березки». И та позвала девочку в ансамбль. Ольга пообещала, что через год по окончании школы обязательно приедет в Москву. Но случилось несчастье: в аварию попала мама Александра Ильинична — душа и глава семьи. Перенесла в общей сложности тринадцать операций. И все это время Ольга была рядом.

— Тогда я многое поняла, — говорит она. — Жизнь иногда дает нам понять, что ее краски не- однозначны. Несчастье способствует пониманию истинных ценностей. Нам помогало столько людей… В общем, расстаться со всем этим, уехать было уже немыслимо.
Был еще один шанс. Ольгу, которая прекрасно поет, обладает хорошим голосом, часто ведет концерты, в том числе и на английском за рубежом, заметил приехавший в Челябинск Владимир Балашов, тогда известный диктор Центрального телевидения. Он пригласил Ольгу в свою группу — Балашов готовил дикторов на ЦТ. Но Ольга даже не рассматривала заманчивое предложение.
Она объездила всю Россию, весь мир. Знакома со многими знаменитостями. В Париже артистов не раз приглашали на канал «Антенн-2», который в прямом эфире ведет репортажи на пятьдесят стран мира. В разных странах у нее друзья. Есть целые семьи поклонников, которые всегда приезжают на концерты Ольги. Особенно их много в Бельгии, где «талант и поклонники» давно стали больше чем друзьями: переписываются, перезваниваются, просто ездят в гости. Там принимают всех русских друзей Устьянцевых, которым случается побывать в этой стране.

То же в Челябинске: Ольга всегда видит постоянных зрителей, которые много лет ходят на концерты «Урала», дарят своей любимице цветы.
Есть в репертуаре Ольги Устьянцевой танец «Бышенька», поставленный по мотивам казацких фольклорных гуляний. Этот номер — один из рекордсменов в репертуаре ансамбля. Куда бы ни возили, где бы ни танцевали, у «Бышеньки» всегда оглушительный успех.

— Я очень люблю этот танец, — говорит Ольга. — В нем душа. Ведь время отбирает все самое ценное, лучшее, что есть в любом народе. Вот у казаков «Бышенька», у русских — «Барыня». Где бы ни плясали, такие вещи понимают во всех уголках мира и принимают на ура. Поэтому «Урал» просто обречен на успех. Во всем мире очень ценится народный танец. А в России фольклорная кладовая неисчерпаема. Вы не представляете, как, например, французы принимают нашу «Барыню». В первые гастроли я, помню, растерялась. Закончили танец, а в зале гробовая тишина. Потом шквал аплодисментов, крики «Грэйт», «Браво!» и высшая похвала «Манифик!». И скандирование: «Барыня, Барыня, Барыня», причем ударение на «ы», французское «р», мы сразу и не поняли, чего хотят. Жаль, что в России сегодня насаждают совсем другое искусство. Не часто мы видим ансамбли народных танцев по телевидению. Ощущение, что в мире нас знают лучше, чем в России…

В лучших работах ансамбля «Урал» — «Синеглазовские барабушки», «Бышенька», «Кадриль с колокольчиками», «Барыня» и других — Ольга Устьянцева исполняет сольные партии. Выразительная, обаятельная, искрометная, кокетливая, задорная — какими только эпитетами не награждали ее в прессе, в том числе и за рубежом.
Сейчас Ольга Устьянцева готовится к юбилею — ведь ее большая часть жизни, 25 лет, связана с «Уралом». Кажется, она не меняется, что время над ней не властно. Она по-прежнему одна из лучших артисток ансамбля и, конечно, как всегда, на первой линии. Во всех смыслах этого слова.

ЛИДИЯ СТАРИКОВА

Поделиться

Сегодня | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты