Адик Абдурахманов: артист, педагог и человек: «Не делю музыку на простую и сложную»

21 Июля 2011 Автор: Старикова Лидия Владимировна
Адик Абдурахманов: артист, педагог и человек: «Не делю музыку на простую и сложную»

Адик Абдурахманов - заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Классика», заведующий кафедрой оркестрово-струнных, духовых и ударных инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор. Сегодня этот человек - наш собеседник.

Адик Абдурахманов - заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Классика», заведующий кафедрой оркестрово-струнных, духовых и ударных инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор. Сегодня этот человек - наш собеседник.

«Не просмотреть» звездочку

— Адик Аскарович, культурная жизнь города летом замирает, а вас по телефону днем с огнем не сыщешь.

— Так у меня сейчас горячая пора: выпускные и приемные экзамены в академии культуры. Для меня это невероятно важно. На кафедре, которой я руковожу, и воспитывается большинство музыкантов, которые пополняют оркестры «Классики» и оперного театра. Поэтому лелеем талантливых ребят с первого курса и, конечно, очень важно «не просмотреть» будущую звездочку при наборе.

— Это струнники. А флейту забыли?

— Ну что вы! Флейту я очень люблю и преподаю этот инструмент. Мне вообще нравится преподавание. Я горжусь многими своими выпускниками, такими как Марат Файрушин, Анна Егорова, Наташа Осипова, Игорь Ретнев, Лера Авербах и другими. Игорь сейчас живет в Швейцарии, Лера в США, Аня Егорова получила недавно Гран-при на конкурсе в Екатеринбурге, — многие состоялись в профессии.

Открытие в каждом сезоне

— Ваша преподавательская ипостась для многих незнакома. Ведь мы воспринимаем вас, прежде всего, как руководителя и главного дирижера «Классики». И весь прошлый сезон, признаюсь, меня просто удивляло и поражало разнообразие ваших программ. Точка концертного кипения порой подпрыгивала.

— Прошлый сезон для «Классики» действительно был чрезвычайно насыщен: множество интересных программ, именитые гости, очень любопытные проекты, которые мы делаем с поэтом Константином Рубинским. Мы всегда стараемся, чтобы в каждом сезоне были какие-то открытия. Коллектив молодой, ему все интересно, идет бесконечный процесс поиска и живого интереса: «А что дальше?». Вот я упомянул имя Рубинского. В прошлом сезоне мы сделали с ним сказку «Дюймовочка» — либретто Кости, музыка Татьяны Шкербиной. Привлекли к участию массу детей — воспитанников школы искусств № 10. Успех у маленьких зрителей был просто невероятным.

— А еще «Кармен-сюита» со стихами Гарсиа Лорки, Блока, других поэтов…

— Да-да. И знаете, обидно, что мы не используем Костиных возможностей в полной мере в отличие, скажем, от свердловского театра музкомедии, где уже третий мюзикл на стихи Рубинского отмечен «Золотой маской».

Будет ли море хорошей музыки?

— Наступлю на больную мозоль. Знаю, что это ваша мечта — создать в Челябинске симфонический оркестр.

— Симфонический оркестр — это основа основ, это показатель уровня культуры города, области, в котором мы живем. А Челябинск — миллионник, не самый бедный промышленный регион, который себе этого не позволяет. Мы просто «добираем», когда это необходимо для концертов музыкантов из оперного театра, но это не выход. Если бы был большой симфонический оркестр, мы получили бы просто море хорошей качественной музыки.

— За державу обидно?

— Еще как! Вот приезжал на гастроли Иркутский театр музкомедии. Там же все есть: и театр, и симфонический оркестр. У омичей есть. Отсюда и возможности. Мы ходили с Костей Рубинским на «Графа Люксембурга» — аншлаг. Ну почему у нас этого нет? Обидно, что один из ведущих артистов Иркутской музкомедии — выпускник нашей академии культуры — их вообще много по стране.

— Какой вы видите путь к мечте?

— Должно быть просто волевое решение сверху — взять да и принять на областном уровне постановление о создании собственного оркестра. И все сложится. Возможности, силы для этого есть. В городе академия, институт, выпускающие достаточно качественных специалистов-музыкантов.

— И последний вопрос Адик Аскарович: само название вашего коллектива «Классика» уже диктует репертуарную политику. Однако вы, судя по всему, не придерживаетесь строго заданного направления?

— Дело в том, что я не разделяю музыку на простую и сложную, классическую и авангардную. Главное — чтобы она была интересной.

Лидия Старикова,
фото Ярослава Наумкова

О собеседнике

У музыканта за спиной две консерватории — Санкт-Петербургская и Уральская. Первое образование — флейта, Адик лауреат всесоюзного конкурса, второе — дирижер оперно-симфонического оркестра.

Удачно складывающуюся музыкальную карьеру в северной столице, где Абдурахманов играл в оркестре Санкт-Петербургского государственного театра оперы и балета имени Мусорского, он к удивлению многих прерывает, уехав в Челябинск (смеется сегодня — «по дурости»), где работают его питерские сокурсники дирижеры Виктор Соболев, Александр Чернушенко, режиссер Алексей Степанюк, певец Александр Гергалов.

Однако молодые годы талантливого музыканта выпадают на «лихие девяностые», когда выживавшей стране, прямо скажем, было не до искусства. Челябинск, малая родина, город, который он любит, в который его тянет, — не исключение. И, как говорит Адик Аскарович, «чтобы избежать творческой смерти», он делает спасительный рывок — создает камерный оркестр «Классика», нынче отметивший свое семнадцатилетие.

За эти годы, утверждает маэстро, «мы не заработали ни денег, ни машин, ни квартир», но есть огромный энтузиазм и желание играть всем вместе. Есть прекрасный, высокопрофессиональный коллектив, с которым работают многие прославленные музыканты России и мира.

Поделиться

25.09.2022 | 14:55
Персонажи родом из детства. Почему художнику нельзя зависеть от вдохновения

В Челябинске на фестивале современного искусства «Неискусственно» побывал один из самых востребованных в России художников и дизайнеров Андрей Люблинский.

22.09.2022 | 11:18
В Челябинске проходит фестиваль «Джаз на большом органе»

Единственный в мире фестиваль, в котором звучит джаз на самом консервативном музыкальном инструменте, стартовал в столице Южного Урала в девятый раз.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты