Ассасин
В продажу поступила «П5» — новая книга одного из главных современных русских писателей — Виктора Пелевина. Число «пять» в названии новой книги Пелевина, в отличие от его же пятилетней давности повести «Числа», не имеет какого бы то ни было сакрального, мистического значения. Оно вообще, по всей видимости, выполняет только одну функцию...
Число «пять» в названии новой книги Пелевина, в отличие от его же пятилетней давности повести «Числа», не имеет какого бы то ни было сакрального, мистического значения. Оно вообще, по всей видимости, выполняет только одну функцию: суммирует все буквы «П» в заголовке, которые при расшифровке преобразуются в «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» (заметим при этом, что политики как таковой в «П5» не так уж и много).
Как и «Диалектика переходного периода», эта книга Пелевина — сборник. В нее входят пять произведений. Первое и самое большое — «Зал поющих кариатид». Остальные, более-менее одинаковые по объему: «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана» и «Ассасин».
«Зал поющих кариатид» — повесть о девушках, работающих поющими статуями в одном суперсовременном московском борделе и остающимися на время работы неподвижными, благодаря особому веществу, добываемому из мозга и нервной системы богомола. Но уже вскоре — вроде как в видениях — к ним начинает являться богомол внушительных размеров, который принимается объяснять одной из них (особо впечатлительной Лене), в чем смысл жизни.
Следующая история — «Кормление крокодила Хуфу» — о том, что лучше не злить египетских фокусников. Третья — «Некромент» — рассказывает об одном гаишном генерале, реализующем на практике (с помощью перевозного крематория) оккульт-ные учения. Четвертая — «Пространство Фридмана» — прослеживает влияние денег на умы богатых людей. А в пятой — «Ассасине», как уже ясно из названия, говорится о юном убийце Али и о явлении средневековых исламских наемных убийц-смертников как таковых (слово «assassin» означает «ликвидатор», который убивает кого-то важного — за деньги или в политических целях»).
Можно с уверенностью сказать одно: Пелевин не перестает удивлять. Если раньше он писал по принципу «чем дальше в лес, тем толще партизаны» (то есть каждой своей последующей книгой стремился переплюнуть предыдущую), то в «П5» он просто наплевал на эту тенденцию, создав таким образом практически свои самые простые по форме и содержанию произведения. И хотя фирменной пелевинской софистики в них вполне достаточно, эта софистика уже так не пугает своей оскаро-уйальдовской парадоксальностью, а в «Ассасине», например, даже, как мне кажется, подвергается жесткой аннигиляции со стороны самого автора.
Есть искушение назвать «Ассасин» вообще нынешним творческим состоянием Виктора Олеговича, который еще в «Empire V» окончательно перешел от давящей депрессивности «Generation П» к тонкому и нежному лиризму (в частности, простой вампирской любви). Но это искушение уж сильно смелое, и к такому умному автору, как Пелевин, неприменимое. Если же говорить о самом важном, то есть, как ни странно, о минусах «Прощальных песен политических пигмеев Пиндостана», то в них, конечно же, главным образом не хватает оригинальной пелевинской выдумки и изобретательности, умения находить в обычных вещах необычное — в общем, того самого важного качества писателя, которое заставляло ждать с нетерпением каждый его новый роман. Тут, правда, есть надежда списать все это на концептуальный ход автора и окрестить «П5» затишьем перед бурей: вдруг следующая его книга переубедит газету «Ведомости» в том, что Пелевин исписался? Но это, разумеется, покажет главный свидетель и судья — время.
ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕВ
Поделиться