«Чужие» Юрия Грымова — худший русский фильм этого года

20 Ноября 2008 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

«Самое актуальное кино года!». «Потрясающий актерский состав». Чего-чего, а в скромности клипмейкеру Грымову точно не откажешь, ведь именно такими вот, мягко говоря, пафосными словечками исписан буклетик, презентующий новый фильм этого режиссера...

И хотя 2008 год еще не закончился, уже сейчас с полной уверенностью можно утверждать, что «Чужие» Юрия Грымова — худший русский фильм этого года.

Американская гуманистическая элита (работающая, правда, за деньги), представленная бесплодным мужчиной, его конопатой женой, парочкой геев и бывшей учительницей, умеющей играть на баяне, приезжает в условное место под названием «где-то на Востоке», чтобы провести вакцинацию арабских детей. Встреченные ими по пути доблестные русские саперы в лице маньяка-милиционера из балабановского «Груза 200» (Алексей Полуян) велят «америкосам» (именно так!) ехать домой, ибо «нече тут нам свою демократию наводить». Однако «америкосы», как упертые гуманисты, все-таки добираются до одного арабского поселения, где с помощью лекарств и «Чупа-Чупса» начинают проповедовать свои либеральные ценности.

 «Самое актуальное кино года!». «Потрясающий актерский состав». Чего-чего, а в скромности клипмейкеру Грымову («Му-Му», «Казус Кукоцкого») точно не откажешь, ведь именно такими вот, мягко говоря, пафосными словечками исписан буклетик, презентующий новый фильм этого режиссера с названием, отсылающим к фантастической ленте Джемса Кэмерона о злобных инопланетянах (см. «Чужие»). Но название картины не единственное заимствование из западной культуры, которую Грымов так нещадно поносит в своей работе: постер к русским «Чужим» имеет определенное сходство с не очень известным в России триллером «Шоссе смерти» Роберта Хэрмона. Но и тут у Юрия Вячеславовича есть «оправдание»: он с самурайским спокойствием утверждает, что такое сходство неслучайно, оно выбрано намеренно, чтобы еще раз подчеркнуть клишированность американской культуры. Американская культура же в «Чужих» (в американском варианте Strangers — «Незнакомцы») представлена таким начисто лишенным души ксеноморфом, каким самое место в журнале «Крокодил» (Грымов, кстати, идеальная фигура на место его главного редактора). Все те штучки и уловки, к которым он прибегает в своем фильме (жена бесплодного американца бесстыдно за его спиной спит с вооруженным автоматом Калашникова арабом; бывшая учительница после своей игры на баяне заставляет местных ребятишек аплодировать, ибо так положено; негр предлагает беззубому мальчонке «Чупа-Чупс» — сцена, отсылающая нас к «Королевству» Питера Берга), должны как бы еще сильнее раззадорить самого яростного и активного американофоба, чтобы тот еще сильнее сжал от негодования кулаки и зашелся слюной от гнева. Поэтому смело можно говорить, что кино у Грымова получилось самое что ни на есть антиамериканское. И как любое кино с приставкой «анти», этот фильм представляет только одну точку зрения и позицию, которая в системе координат режиссера, судя по всему, является непреложной истиной. Но, как известно, человек, не способный сомневаться, страшнее психопата с бритвой. Грымов, конечно, не психопат, но взяться за бритву (точнее — за автомат) он, как показывает картина, вполне может.

Поделиться

Сегодня | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты