«Чужие» Юрия Грымова — худший русский фильм этого года
«Самое актуальное кино года!». «Потрясающий актерский состав». Чего-чего, а в скромности клипмейкеру Грымову точно не откажешь, ведь именно такими вот, мягко говоря, пафосными словечками исписан буклетик, презентующий новый фильм этого режиссера...
Американская гуманистическая элита (работающая, правда, за деньги), представленная бесплодным мужчиной, его конопатой женой, парочкой геев и бывшей учительницей, умеющей играть на баяне, приезжает в условное место под названием «где-то на Востоке», чтобы провести вакцинацию арабских детей. Встреченные ими по пути доблестные русские саперы в лице маньяка-милиционера из балабановского «Груза 200» (Алексей Полуян) велят «америкосам» (именно так!) ехать домой, ибо «нече тут нам свою демократию наводить». Однако «америкосы», как упертые гуманисты, все-таки добираются до одного арабского поселения, где с помощью лекарств и «Чупа-Чупса» начинают проповедовать свои либеральные ценности.
«Самое актуальное кино года!». «Потрясающий актерский состав». Чего-чего, а в скромности клипмейкеру Грымову («Му-Му», «Казус Кукоцкого») точно не откажешь, ведь именно такими вот, мягко говоря, пафосными словечками исписан буклетик, презентующий новый фильм этого режиссера с названием, отсылающим к фантастической ленте Джемса Кэмерона о злобных инопланетянах (см. «Чужие»). Но название картины не единственное заимствование из западной культуры, которую Грымов так нещадно поносит в своей работе: постер к русским «Чужим» имеет определенное сходство с не очень известным в России триллером «Шоссе смерти» Роберта Хэрмона. Но и тут у Юрия Вячеславовича есть «оправдание»: он с самурайским спокойствием утверждает, что такое сходство неслучайно, оно выбрано намеренно, чтобы еще раз подчеркнуть клишированность американской культуры. Американская культура же в «Чужих» (в американском варианте Strangers — «Незнакомцы») представлена таким начисто лишенным души ксеноморфом, каким самое место в журнале «Крокодил» (Грымов, кстати, идеальная фигура на место его главного редактора). Все те штучки и уловки, к которым он прибегает в своем фильме (жена бесплодного американца бесстыдно за его спиной спит с вооруженным автоматом Калашникова арабом; бывшая учительница после своей игры на баяне заставляет местных ребятишек аплодировать, ибо так положено; негр предлагает беззубому мальчонке «Чупа-Чупс» — сцена, отсылающая нас к «Королевству» Питера Берга), должны как бы еще сильнее раззадорить самого яростного и активного американофоба, чтобы тот еще сильнее сжал от негодования кулаки и зашелся слюной от гнева. Поэтому смело можно говорить, что кино у Грымова получилось самое что ни на есть антиамериканское. И как любое кино с приставкой «анти», этот фильм представляет только одну точку зрения и позицию, которая в системе координат режиссера, судя по всему, является непреложной истиной. Но, как известно, человек, не способный сомневаться, страшнее психопата с бритвой. Грымов, конечно, не психопат, но взяться за бритву (точнее — за автомат) он, как показывает картина, вполне может.
Поделиться