«Линчевание» дочери в кино

19 Марта 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

В захватывающем «Наблюдении» — новом фильме Дженнифер Чэмберс Линч — все не то, чем оно кажется. Однако креститься не имеет смысла, так как это все равно не поможет

В захватывающем «Наблюдении» — новом фильме Дженнифер Чэмберс Линч — все не то, чем оно кажется. Однако креститься не имеет смысла, так как это все равно не поможет.

Два донельзя стереотипных агента ФБР: очень опрятные и до поры до времени сдержанные Сэм Хэллавей (Билл Пуллман) и Элизабет Андерсон (Джулия Ормонд) приезжают в какой-то за-штатный полицейский участок, чтобы расследовать массовую бойню на дорожной трассе, от которой в живых осталось три свидетеля: очень наблюдательная девочка Стефани (Райан Симпкинс), наркоманка по имени Бобби Прескотт (Пелл Джеймс) и психованный полисмен — офицер Беннет (Кент Харпер, соавтор сценария).
Начальник участка — капитан Биллингс (находящийся, как оказалось, в не самой плохой актерской форме Майкл Айронсайд), отчего-то не проверив у фэбэ-эровцев удостоверения, предлагает сразу приступить к допросу. Федеральные агенты же недолго думая расчехляют камеры видеонаблюдения, под пристальным вниманием которых протекает реконструкция одного жестокого преступления, совершенного на одном из типичных американских потерянных шоссе.


Еще одно настоящее преступление заключается в том, что «Наблюдение» так до сих пор и не вышло в России на больших экранах. И поскольку теперь уже вряд ли выйдет, не стоит, видимо, теперь уже ждать у моря погоды, а сразу покупать его на DVD, так как это один из мощнейших триллеров, снятых за последнее время. У его режиссера и сценариста фамилия Линч. Но это не великий киноавангардист Дэвид Линч («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»), а всего лишь его 40-летняя дочурка Дженнифер. Хотя почему «всего лишь»? Даже находясь в тени папиного имени, Дженнифер, ничего не снимавшая целых 15 лет после своей дебютной и освистанной «Елены в ящике», в этот раз сотворила такое, что уж лучше промолчать. Но промолчать, разумеется, не получается. Местами неровное, отчасти эпигонское (невооруженным глазом все-таки видно влияние Линча-старшего, да и Пуллман с Ормонд — актеры из его обоймы) и частично притянутое за уши, тем не менее «Наблюдение» производит такое сильное впечатление, от которого отделаться так же тяжело, как от зубной боли. Его прелесть в пресловутом, но не натужном саспенсе, том напряжении, которое нагнетается правильно подобранной музыкой и специальными шумовыми эффектами, растворяющими картинку в том, что принято называть «кинематографом беспокойного присутствия».


Сюжет же строится на рваных флешбэках — поочередных воспоминаниях свидетелей одной большой дорожной трагедии. Вместе с тем за все время просмотра никак не можешь отделаться от мысли, что «Наблюдение» выросло из первых двадцати минут полнометражного «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» — приквела к знаменитому сериалу. Камеры видеонаблюдения, агенты ФБР, невыносимая жестокость и скрупулезное исследование истории насилия. Однако там, где у Дэвида Линча напарником служит мистика и сюрреализм, Дженнифер обходится чистым реализмом. И этот реализм чем-то пугает даже больше потусторонней красной комнаты, так как зиждется он на той же иррациональной природе, но без ее сверхъестественной обертки. Дженнифер не нужен карлик, великан и оборотень Боб. Ведь до этого обычно более сдержанная Джулия Ормонд, устраивающая в конце свой персональный «черный вигвам», гениально суммирует этих персонажей в одном лице. Отчего становится по-детски, как-то чертовски страшно!

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты