Планета обезьян

31 Мая 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Новый фильм Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян», обошедший стороной челябинский прокат, но выходящий скоро на DVD, сатирическая трагикомедия удивительной формы.

Новый фильм Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян», обошедший стороной челябинский прокат, но выходящий скоро на DVD, сатирическая трагикомедия удивительной формы.

Бармену Вове (Михаил Тарабукин), не расстающемуся с жвачкой халдею, неведом стыд, знаки приличия и вообще хоть что-нибудь святое. От своего шефа Гаврилыча (Виктор Смирнов), тоже халдея, но рангом повыше,он получает сверток тысячерублевых купюр, чтобы открыть свое дело. Дело должно быть открыто в Питере — что-то типа уютного ресторанчика с названием «Райский уголок» в подвале многоэтажки. Вова, предприимчивый как черт, сразу берет с места в карьер, но на снятом для проживания чердаке того же дома встречает компанию то ли сумасшедших, то ли, наоборот, просветленных. Эти же люди — эксгибиционистка Даша (Екатерина Ксеньева, чья героиня — женщина с тонко организованной натурой), художник-алкоголик Гена (Алексей Девотченко) и йог Ху-Пунь (Анвар Либабов) — по­стараются сделать из Вовы нормального человека (насколько нормальным может быть человек в представлении юродивых), по возможности, с третьим глазом. А чтобы открыть в себе третий глаз, халдею нельзя думать о белых, как снег, обезьянах.

Третий глаз у главного героя, замечу сразу, все-таки откроется. Хотя это и будет во сне, когда явь и вымысел перемешаются, что в свою очередь даст возможность режиссеру картины Юрию Мамину вволю оторваться на так любимой им территории абсурда (см. «Окно в Париж»).

Вообще Мамин (см. также «Фонтан» и «Бакенбарды») давненько пропал с больших экранов. Его предпо­следний полнометражный фильм вышел 11 лет назад. И напомнил о себе маэстро лишь мельком в 2002 году, когда на телеканале СТС в вечернее время показывали сериал «Русские страшилки», где человек-аншлаг Юрий Гальцев и отчего-то косая Ксеньева расследовали аномальное явление на территории России по образцу «Икс-файлов» Криса Картера, правда, с поправкой на русскую самобытность.

Теперь вообще-то пора предупредить, что новый фильм Мамина (имеющий, кстати, и второе название «Лицо халдея») — это что-то с чем-то, как удачно проговаривается в трейлере к картине — поэзия и нерв. Причем нервы зрителя проверяет как раз поэзия, поскольку диалоги, написанные Вячеславом Лейкиным, строятся по принципу трехстопного амфибрахия, то есть, короче говоря, они в стихах: «— Это конец!.. Это крах!.. Никаких сомнений…/— Полный отпад! Фантастика! Ген, ты гений!!!/— Все побелить!.. Или нет, — наклеить обои!../— Это мотивы Босха, Брейгеля, Гойи!..».

«Не думай про белых обезьян» — эта сатира промышленных масштабов, где высмеиваются лакейство, беспринципность, наживательство и отсутствие всякой духовности у человека (в частности, у халдеев). Причем подано это в такой душераздирающей форме, что высидеть «Обезьян» за раз невероятно сложно. И дело тут не в том, что подлость халдеев вызывает отвращение (хотя, конечно, вызывает), а в том, что эстетские методы, которыми пользуется Юрий Мамин, настолько невыносимо безвкусные, что выдержать их ой как непросто. Когда перепившего художника Гену, который по договоренности с Вовой в подвале должен был на стены нанести рисунки с едой, в отместку все тот же Вова запирает все в том же подвале, у художника случаются такие галлюцинации (графика и анимация — студия «Луноход»), что тут впору вспоминать даже не Босха, Брейгеля и Гойю, а мультфильм «Шрэк» (причем в самом его дешевом варианте). Высмеивая лакеев, Мамин (важно заметить) в принципе не щадит и просветленных (или все-таки душевнобольных?), хотя как бы ставит их в альтернативу халдеем.

Не думать про «Не думай про белых обезьян» сложно: картина впечатывается в память с неотвратимостью плохого прогноза погоды на завтра. Но, если честно, особо в ней симпатизировать некому: бегущие от реальности не так уж лучше тех, кто корежит ее. И это возможно нечаянная заслуга актеров, наверное, главное достоинство этой, по большому счету неприятной, но вне всяких сомнений удивительной ленты.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты