День Д.

30 Июня 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Московский международный кинофестиваль, наконец, завершился. Победители объявлены, призы розданы

Московский международный кинофестиваль, наконец, завершился. Победители объявлены, призы розданы. О том, кто победил и что показывали в последние дни в программах фестиваля, в материале корреспондента «Южноуральской панорамы».

Решив проверить свои впечатления, пересмотрел «Луну» Данкана Джонса. Потрясающий все-таки фильм. Та ретро-фантастика, которую теперь можно увидеть разве что только в трэш-фильмах и редко в мейнстриме. Также удалось расспросить Джонса о его творческих планах на будущее, а это интересно, потому как у него довольно интригующий проект назревает.
— Мой следующий фильм, который я хочу снять, будет называться «Мьют» («Без звука»), — говорит Данкан. — Это как бы обратная сторона монеты по отношению к «Луне». Если «Луна» была об инопланетных пространствах, одиночестве и изоляции, то с картиной «Мьют» совершенно обратная ситуация. Это технотриллер, действия которого происходят в будущем, футуристическом Берлине. Там речь идет о сверхнаселенном городе, таком бурлящем котле, в котором человек ни секунды не может побыть наедине с самим собой.
Перед закрытием фестиваля в «Гала-премьерах» успел посмотреть (правда, не полностью) новый фильм греческого классика Тео Ангелопулоса «Пыль времени». Это вторая часть трилогии, которая была начата еще в 2004 году картиной «Плачущий луг». В целом «Пыль» что-то вроде семейной драмы с двумя временны'ми плоскостями. В первой герой Уилемма Дэфо (альтер-эго, видимо, Ангелопулоса) пытается наладить отношения с дочерью. Во второй — показана драматическая судьба его родителей, которая тесно переплелась с историей XX века (в том числе и Россией). Все так автобиографично и патетично, что становится как-то неловко: вроде как человек душу перед людьми раскрывает, а от этого в сон клонит.
Немного отдохнуть от разговорного кино помогла криминальная драма Майкла Манна «Джонни Д.» (которая тут фильм-закрытие) про гангстера Джона Диллинджера с Джонни Деппом в главной роли. Естественно, в оригинале она называется по-другому (Public Enemies, «Враги общества»), однако для наших переводчиков такая игра слов в именах послужила причиной для вынесенного в названии каламбура. Довольно остроумного, надо заметить. Что касается самой картины: хоть местами это и притянутое за уши, но все равно невероятно крутое зрелище. То, за что мы любим Манна («Схватка», «Полиция Майами») — фантастически снятые сцены перестрелок — они доведены здесь до такого головокружительного состояния (по крайней мере, на большом экране), что дальше, кажется, просто некуда. Где-то в середине фильма есть мощнейшая сцена ночной погони с положенным свистом пуль, от которой по телу бегают натуральные мурашки.


Из недостатков фильма: дребезжащая камера Sony F23. Она вроде как направлена на то, чтобы создать эффект документальности происходящего. Однако она эту документальность не создает, а наоборот, по-моему, убивает. Может быть, это связано с тем, что в «Полиции Майами» такой прием выглядел органично в силу современности картины, в то время как в «Джонни Д.», действие которого происходит в 30-е годы XX века, он смотрится как-то неуместно (откуда бы взяться в прошлом такой цифровой технике?). Ну и последнее: столкновение характеров. Уже чуть ли не на стадии предпродакшна «Врагов общества» окрестили новой «Схваткой» Манна. И тому были причины. Как и в «Схватке», в «Джонни Д.» есть два харизматичных антипода. В «Схватке» это, напомним, были коп Аль Пачино и гангстер Роберта Де Ниро. В «Джонни Д.» такой противоборствующей силой стал гангстер Джонни Деппа и федеральный агент Кристиана Бейла. Однако в новом фильме Манна никакого столкновения характеров нет. Персонаж Бейла (Мелвин Первис) пытается поймать персонажа Деппа не потому, что для него это схватка (как, например, для Пачино), а потому, что это его долг: отсюда, видимо, отсутствующее выражение лица у Первиса, искажающегося чем-то вроде гримасы только один раз, когда гангстер по имени Малыш Нельсон расстреливает его друга.
А еще в программе «Московская эйфория» шел показ замечательного фильма Джонатана Демме «Рэйчел выходит замуж». Я его до этого видел на DVD, так как он у нас в России в широкий прокат не вышел, поэтому решил сравнить ощущения от просмотра дома и в кинотеатре. Абсолютно никакой разницы. Лента же, правда, замечательная. Она снята в стилистике Догмы-95 (то есть на бытовую камеру, без закадровой музыки) и рассказывает про чувство вины и неприкаянности девушки по имени Ким (ее блистательно играет Энн Хэтэуэй), которая, выписавшись из реабилитационной клиники для наркоманов, приезжает на свадьбу своей сестры Рэйчел, где пытается наладить отношения с родными и собственной совестью.
Последним же фильмом, который я увидел на фестивале, стал итальянский «Изумительный» Паоло Соррентино (Приз жюри в Каннах-2008) об изумительном итальянском премьер-министре Джулио Андреотти. Эта чрезвычайно остроумная политическая сатира, о которой вообще не хочется ничего говорить, а только посоветовать немедленно ее посмотреть.

А теперь на торжественной ноте имена финалистов 31-го Московского международного кинофестиваля:
«Лучший фильм» («Золотой Георгий») — «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя (картина про парня-дурачка по имени Петя, который вообразил себя милиционером в советском поселке Кандалакша 1953 года, и что из этого вышло).
«Лучшая режиссерская работа» («Серебряный Георгий») — «Пять дней без Норы» Марианы Ченильо (мексиканская драма о том, как похоронить жену, если она даже мертвой вставляет тебе палки в колеса).
«Перспективы»«Зона конфликта» Вано Бурдули (грузинская «дорожная» лента о парне из Тбилиси и сухумском снайпере, которые, каждый по своим делам, направляясь в Нагорный Карабах в 90-е годы XX века, попадают в горячую зону гражданского конфликта).
«Лучшая мужская роль» — Владимир Ильин («Палата № 6»).
«Лучшая женская роль» — Лена Костюк («Мелодия для шарманки»).
«Спецприз жюри» — «Чудо» Александра Прошкина.
«Приз за вклад в мировой кинематограф» — Резо Чхеидзе.

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты