Кинотеатр имени Тарантино

28 Августа 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Вокруг «Бесславных ублюдков» (Inglourious Basterds) — нового фильма Квентина Тарантино — после прошедшего в этом году 62-го Каннского кинофестиваля, в котором «Ублюдки» были в основной конкурсной программе, по-прежнему не утихают споры

Вокруг «Бесславных ублюдков» (Inglourious Basterds) — нового фильма Квентина Тарантино — после прошедшего в этом году 62-го Каннского кинофестиваля, в котором «Ублюдки» были в основной конкурсной программе, по-прежнему не утихают споры: одни считают его чудовищным провалом, другие уверяют, что его не надо воспринимать всерьез и тогда будет вам счастье. Впрочем, с Тарантино всегда так: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Вторая мировая война от начала и до конца, правда, в альтернативной версии изложения. На просторах оккупированной Франции орудует (то есть снимает с фашистов скальпы) отряд американских солдат с еврейскими корнями под броским названием «Ублюдки». Его возглавляет лейтенант Альдо Рейна (Брэд Питт со смешными усиками и жутким, без шуток, шрамом на горле), носящий прозвище Апач в силу того, что в нем также течет индейская кровь (отсюда, собственно, и скальпы). Помимо него, в отряд входят сержант Донни Доновиц (Элай Рот), которого нем¬цы в ужасе называют Жид-медведь из-за того, что он вышибает им мозги бейсбольной битой, и еще с десяток таких же разбитных парней. Однако бесславные ублюдки, как может показаться из названия, не главные герои фильма.
Помимо них, в этой истории также фигурирует девушка-еврейка по имени Шошанна Дрейфус (Мелани Лоран, альтер-эго Тарантино в фильме), родителей которой убил полковник СС Ганс Ланда (Кристоф Вальц, стопроцентно заслуженная «Лучшая мужская роль» Канн-2009) — обаятельный злодей и гений сыска, который, вовремя не изобличив в ней врага Третьего рейха, поставит под удар всю нацистскую правящую верхушку (Гитлера, Геббельса, Бормана и других). Так как те, собравшись в кинотеатре Шошанны на премьере фильма «Гордость нации», с одной стороны, попадут под раздачу от «Ублюдков», с другой — от красивой девушки, которой нечего терять: так что гори оно все адским пламенем!
Смешно, но «Бесславные ублюдки» — фильм не про войну. В том смысле, что в нем нет ни эпических баталий, ни монументальных сцен сражений. Судьба мира (как равно и того, кому жить, а кому умереть) в ленте решается за праздными (узнаваемо тарантиновскими) диалогами в лесу, подпольном трактире, ресторане и, наконец, кинотеатре, так как именно кино оказывается той единственной силой, которая способна дать фашистам прикурить (высказывание это, конечно, затерто до дыр, но что делать, если в финале легковоспламеняющаяся пленка действительно ставит все точки над i).


Про кино тут вообще же стоит вести отдельный разговор, так как Тарантино, будучи человеком с богатой кинематографической культурой, всегда доводил в своих постмодернистских работах («Бешеных псах», «Криминальном чтиве», «Убить Билла» и прочих) количество аллюзий, цитат и реминисценций до такого бешеного количества, что все их считать смог бы только прожженный синефил. «Бесславные ублюдки», разумеется, не исключение. Однако, будучи формально ремейком «Бесславных ублюдков» (1978) Энцо Дж. Кастеллари и неформально «Грязной дюжины» (1967) Роберта Олдрича, они напрашиваются на сравнение даже не с этими каноническими произведениями, а с недавней «Операцией «Валькирия» Брайана Сингера — тоже повествующей о покушении на Гитлера. Но если у Сингера покушение (пусть и детально проработанное), как показывает практика, не увенчалось успехом, то у Тарантино, любящего превращать если не первое, то каждое второе высказывание в фарс, события примут несколько нетрадиционный для школьных учебников по истории поворот.
Гитлер капут? Чистая правда. В финале крови будет столько, что никто не отмоется, но не в этом на самом деле суть. Главный резонанс последнего на сегодня фильма Квентина в том, что он вызвал во время своего выхода нешуточные дебаты: стоит ли рассматривать «Ублюдков» как фальшивку? не сдулся ли мастер? и если «да» — плохо ли это? И да, и нет. А вообще, если честно, не важно. То, что «Ублюдки» — нескучный фильм с изрядной долей черного юмора, конечно, не делает его шедевром. В то же время это и не самая плохая картина Тарантино: по мне так «Джекки Браун» в сто раз хуже (хотя она вроде как теперь уже почитается за классику). Другое дело, что от Квентина, стартовавшего так мощно (до его официального дебюта — «Бешеных псов» — был еще, как оказывается, замечательный, полностью независимый «День рождения моего лучшего друга»), непременно ждешь чего-то такого, чего нет у других. Однако кто сказал, что человек, один раз проведший революцию в сфере широкоэкранного развлечения, должен заниматься этим на постоянной основе? Вопрос, понятно, риторический.
Что касается «Ублюдков», то они задают вопросы, которые, как мне кажется, подразумевают вполне односложные ответы. Изобретательны ли они так же, как прошлые фильмы Тарантино? Не совсем. Стоит ли их все равно смотреть? Да. Кому именно они понравятся? Не знаю.

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты