Если наступит завтра
В прокат выходят «Океаны» (Oceans) Жака Перрена и Жака Клюзо — визуально выдающийся и самый дорогой фильм в истории документального кино.
В прокат выходят «Океаны» (Oceans) Жака Перрена и Жака Клюзо — визуально выдающийся и самый дорогой фильм в истории документального кино.
«Как можно искупить преступления ловцов, срезающих живым акулам плавники и бросающих их обратно в воду, оставляя погибать от шока и удушья?» — сказала в одном интервью вокалистка Dead Can Dance и обладательница чарующего голоса Лайза Джеррард. Этим же вопросом при желании смогут озадачиться и зрители «Океанов».
«Океаны» — детище двух Жаков: Перрена и Клюзо. Ранее этот дуэт был ответственен за такой документальный блокбастер, как «Птицы». В «Океанах» же эти режиссеры спустились с небес на землю — точнее в воду. Однако это ни в коем случае нельзя назвать игрой на понижение.
Съемки водных глубин проходили в 50 различных местах планеты и заняли около пяти лет. Бюджет картины составил $80 000 000, что в восемь раз превышает бюджет тех же «Птиц». Но статистика, отнюдь, здесь не главное.
И главное тут заключается даже не в том, что это не попытка сляпать какой-нибудь киноаттракцион (навроде «Больших путешествий в глубь океанов 3D» и «Чудищ морей 3D»), а серьезное исследование на морскую тематику и проблем экосистемы (чудовищно страшных, если вдуматься). Суть всех вещей тут скрыта в том, что французы снимают документальное кино как игровое: с экшеном, саспенсом и т.д. В ленте есть поражающая воображение битва двух армий крабов, подглянутая с настолько близкого расстояния, что кажется вот, сейчас, клешня ухватит тебя за нос. «Как Клюзо и Перрену удалось снять это, я до сих пор не могу понять. Договорился он с этими крабами, что ли?» — удивляется кинокритик и президент дистрибьюторской компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. Надо заметить, что именно эта компания прокатывает «Океаны» в России.
Отдельного упоминания еще, кстати, заслуживает отечественный ернический слоган картины: «Великое зрелище от великого Создателя» (привет Никите Сергеевичу и его вторым «Утомленным солнцем») и тот факт, что закадровый текст на русском читает Олег Басилашвили. И пусть в исходном — французском — тексте достаточно много ненужного пафоса («Океаны», безусловно, тот случай, когда изображение с лихвой заменяет любые слова — чего стоит сцена с упомянутыми выше акулами), найти оправдание можно и ему. Потому что месседж, послание картины заслуживает того, чтобы быть услышанным: пора уж прекращать так изощренно издеваться над океанами и их обитателями. Откладывая решение всех проблем на потом и живя по принципу Скарлетт О’Хары («я подумаю об этом завтра»), человечество явно рискует. Потому что завтра такими темпами может уже не наступить.
Евгений ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru
Поделиться