Южноуральские эксперты о грандиозных и не очень сериалах
Сериалы — новый вид кинематографа. Эта тенденция последнего времени стала проступать все отчетливее. «ЮП» рассказывает о старых сериалах, которые показывают на южноуральском ТВ, и об одном новом, который не показывают, но его нужно обязательно посмотреть.
Сериалы — новый вид кинематографа. Эта тенденция последнего времени стала проступать все отчетливее. «ЮП» рассказывает о старых сериалах, которые показывают на южноуральском ТВ, и об одном новом, который не показывают, но его нужно обязательно посмотреть.
Плюшевый Альфыч
Антон Иванов, литератор, журналист:
— Помню, как случайно по тогда еще ОРТ увидел первую серию «Альфа». Правда, не могу вспомнить, сколько мне было лет. Но это и неважно: думаю, реакция на такое зрелище в любом возрасте будет одинаковой. Детский восторг от этого странного создания, любящего котов (на обед) и влюбляющего в себя всех остальных с первого взгляда, сохранился до сих пор. Я наблюдал за его выходками от серии к серии, удивляясь, почему его еще не прибили. Тогда я еще не до конца понимал этот механизм, хотя он уже на полную катушку перемалывал меня самого. А ларчик открывается просто. «Альф» сочетает два качества, которые во все времена делали реальных и выдуманных людей (а также инопланетян, животных и т. д.) любимцами публики: безграничное раздолбайство и аналогичное обаяние. Такие типажи всегда имеют успех у публики, будь это ленивец из мультфильма про мамонтов и кризис среднего возраста, или сильно пьющий владелец книжного магазина своего имени в центре Лондона.
Но мы говорим об «Альфе». Для меня этот сериал стал первым ситкомом, который я увидел. Признаюсь, мало что после него в этом жанре радовало меня так же. Недавно в одном заведении я вместо того, чтобы участвовать в разговоре, уставился на экран под потолком. Когда собеседник обратил на себя внимание, я будто очнулся и понял, что меня отвлекло: на экране показывали «Альфа», пусть и без звука. Даже спустя столько лет я не устоял перед его харизмой. Друг еще одного обаятельного раздолбая из британского ситкома как то сказал: «Индивидуальность — это ощущение, атмосфера, а не нечто мохнатое с клювом». В случае с «Альфом» индивидуальность — это именно нечто мохнатое. С большим носом.
«Альф» («Домашний-Челябинск»)
Понедельник-воскресенье, 07:30.
От количества к качеству
Арсений Омельченко, актер, звукооператор:
— Одно из самых загадочных и в то же время неотъемлемых черт настоящего искусства — умение недоговаривать. Замирать за секунду до ответа, не превращаясь в патетическое высказывание, а оставаясь вопросом, тут же таящим в воздухе. «Оттепель» Валерия Тодоровского, безусловно, пример такого талантливого искусства.
Только вам начинает казаться, что вот вы, наконец, разобрались, с чем имеете дело, и точно уверены, что ждет вас за очередным поворотом, как все обрывается и переворачивается с ног на голову. Режиссер с изяществом эквилибриста балансирует на грани между мелодрамой, комедией, порой переходящей в откровенный фарс, и добротной психологической драмой.
В технике Тодоровского явно угадываются черты западного сериального производства, но это не тупое копирование — он явно старается не наступить на чужие грабли. Да, «Оттепель», безусловно, аттракцион со своим запутанным сюжетом, интригами, крутыми сюжетными поворотами… Но в отличие от многих современных сериалов, после 12 серий не возникает ощущения даром потраченного времени и уже непонятно, то ли тебя прокатили на карусели, то ли водили по запасникам Эрмитажа — кажется и то, и другое одновременно. Во-первых, «Оттепель» — это все-таки история. История со своим началом (как и многие истории в нашей стране, все начинается с тяжелого запоя) и своим концом. Его итог — собственно готовое кино, кому то дарящее обложку «Советского экрана» с примесью разочарования в искусстве, а кому то опалу и просветление.
Главным же китом, на котором держится «Оттепель», — являются артисты. Вернее, прежде всего, артистки — удивительная галерея очень живых и объемных женских персонажей. Красота и элегантность в сочетании со сложной и противоречивой внутренней жизнью — эта формула делает их на фоне мужских драм полноценными хозяйками сериала Тодоровского.
Как и в случае с мужскими персонажами, его ставка на талантливых, но при этом не «заезженных» актеров работает на все сто процентов.
Ну и наконец, неповторимая атмосфера собственно «оттепели». Вкусная, сочная, ароматная: коммунальный бомонд, молодое нарождающееся искусство в сочетании с неприкрытой эротикой в стране, где секса не было. Вопрос об историчности работы ни у кого даже не возникает — если этого мира никогда и не существовало, он стоит того, чтобы его выдумать. Балансируя на этих трех китах и умело жонглируя внутрицеховыми киношными байками и анекдотами, Тодоровский создает невероятную по цельности и свежести работу. Которой он, хочется верить, знаменует долгожданный переход отечественного сериального производства от количественных рекордов к качественным.
«Оттепель» доступна в онлайн-кинотеатрах
У «Страшилок» глаза велики
Денис Гашков, музыкант, киноман:
— Где то 12 лет на одном из федеральных телеканалов состоялась презентация сериала «Русские страшилки» Юрия Мамина. Проект позиционировался как наш ответ «Секретным материалам» (тогда «Икс-файлз» были на пике популярности). Сам Мамин всяческие аналогии с западной продукцией не отрицал, но при этом подчеркивал, что его герои получились гораздо более живыми, чем Малдер и Скалли. Его слова да богу в уши. Когда то бывший отличным абсурдистом (все, кто видел «Фонтан» и «Окно в Париж», знают, что это так), со временем Мамин растерял все свое обаяние. И если «Русские страшилки» еще можно было смотреть (хоть это и был трэш несусветный, периодически в них просвечивало что то такое эдакое), то одна из его последних работ — «Не думай про белых обезьян» — находится за гранью добра и зла. Даже непонятно, как такой кинематограф классифицировать.
«Русские страшилки» (ОТВ)
Пятница-суббота, 13:15, 12:00
Поделиться