Южноуральский театр стал лауреатом фестиваля МакДонаха

17 Октября 2014 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Южноуральский театр стал лауреатом фестиваля МакДонаха

На завершившимся в Перми Первом международном фестивале Мартина МакДонаха гран-при со спектаклем «Красавица из Линэна» взял Челябинский Камерный театр. «ЮП» тоже побывала на этом форуме и теперь рассказывает о том, как это случилось.

На завершившимся в Перми Первом международном фестивале Мартина МакДонаха гран-при со спектаклем «Красавица из Линэна» взял Челябинский Камерный театр. «ЮП» тоже побывала на этом форуме и теперь рассказывает о том, как это случилось.

Чеховские мотивы

Пока Каталония и Шотландия безуспешно пытались отсоединиться от Испании и Великобритании, Пермь на неделю присоединилась к Ирландии. Но, конечно, не в территориальном, а в культурном смысле.

Прошедший в городе фестиваль МакДонаха (правильнее, впрочем, читать как МакДаны) не случайно состоялся именно в Перми, ведь здешний театр «У Моста» считается первооткрывателем творчества этого ирландского драматурга в России. Причем до сих пор «У Моста» остается единственной отечественной площадкой, на сцене которой идут все 7 его пьес: начиная от «Красавицы из Линэна» и заканчивая «Безруким из Спокэна».

На фестивале у зрителей была возможность увидеть некоторые из этих спектаклей, а также массу других постановок произведений сумрачного ирландского гения от европейских и российских театров. В числе прочих и Челябинского Камерного театра. Интересно, что южноуральцы в какой‑то степени тоже причастны к созданию фестиваля. О том как — рассказывает художественный руководитель Камерного Виктория Мещанинова:

— В 90-е я была в Москве и Ольга Галахова (есть такая театральная «критикуля») посоветовала мне прочитать в одном из номеров журнала, посвященного драматургии, пьесу «Красавица из Линэна» Мартина МакДонаха. Я так и сделала. Произведение все не шло у меня из головы, я предложила его поставить актрисам нашего театра, но они как‑то испугались.

И тут появился Сережа Федотов (художественный руководитель «У Моста». — Прим. ред.). У нас с его театром давние отношения: он в Камерном делал «Игроков» по Гоголю. В общем, зашел ко мне Федотов в кабинет, а у меня на столе лежит «Красавица». Он такой: дай почитать. А потом звонит и говорит: я ее поставил. Теперь Федотов у нас главный макдонаховед в стране!

Что же касается «Красавицы из Линэна», то с недавнего времени она у нас тоже идет в театре. Причем  постановкой занимался именно Федотов. Отличается ли наш спектакль от версии театра «У Моста»? Разумеется. У нас играют другие актеры, а значит, другие индивидуальности, ведь любая индивидуальность вносит свою энергию. Однако, по взгляду на материал, по атмосфере они похожи: все-таки их ставил один режиссер.

Больше пьес МакДонаха у нас в репертуаре нет, но мы как‑то устраивали читку его «Лейтенанта с острова Инишмор». И хотя действие большинства произведений этого ирландского драматурга происходит на его родном острове, взгляд на человека у этого автора, на мой взгляд, не имеет национальности. У него, как и у Чехова, этот взгляд очень бесстрашный. Сколько неслучившихся судеб, сколько надежд, сколько иллюзий!

Худрук Камерного, конечно, права, однако интересно, что сравнение МакДонаха с Антоном Павловичем Чеховым — чисто наше восприятие. Так, например, ирландский исследователь творчества МакДонаха Патрик Лонерган до фестиваля и не подозревал о том, что в пьесах ирландского драматурга есть чеховские нотки. До этого он сравнивал его, скорее, с Сэмюэлом Беккетом и Эдвардом Олби.

История несостоявшихся людей

«Красавицу из Линэна» (второе название которой, кстати, «Королева красоты») челябинский театр играл на пятый день фестиваля в помещении «У Моста». Смотреть спектакль набился полный зал: вообще, на фестивале почти каждый показ заканчивался неизменным аншлагом.

«Красавица» входит в так называемую «Линэнскую трилогию» МакДонаха и рассказывает об остром конфликте между матерью и дочерью. В постановке южноуральского коллектива их играют Наталья Жернакова (Мэг) и Зульфия Акчурина (Морин). Почему они живут как кошка с собакой? Дело в том, что сестры Морин повыходили замуж и уехали из графства Голуэй.

Теперь девушка (назовем ее так условно, на самом деле ей за 40) вынуждена ухаживать за больной и сварливой матерью. Ситуацию усугубляет то, что Мэг делает все, чтобы усложнить жизнь дочери, а когда на сцене в какой‑то момент появится кочерга, станет понятно, что это то самое чеховское ружье, которое по традиции выстрелит в третьем акте.

Премьера «Красавицы» в Камерном театре состоялась три года назад. Очевидно, что за это время коллектив успел хорошенько обкатать спектакль, потому что он не провисает ни на секунду. Два с половиной часа пролетают на одном дыхание. А когда он заканчивается — эта история несостоявшихся людей еще долго продолжает жить в твоей памяти.

Тут, впрочем, стоит оговориться, что спектакль интересен не только женскими работами, но и мужскими. О чем свидетельствует награда за «Лучшую мужскую роль второго плана». Ее удостоился актер Михаил Яковлев, сыгравший в «Красавице» Пэйто Дули.

Члены жюри и театральные критики о «Красавице из Линэна»

После показа спектакля состоялась его обсуждение между членами жюри и специально приглашенными экспертами фестиваля. «ЮП» публикует отрывки некоторых реплик.

Вера Шамина, театровед: «В спектакле «Королева красоты» (театр Армена Джигарханяна) я увидела только ненависть Морин и Мэг, это, соответственно, очень обедняет характеры. А в исполнении челябинцев я увидела, что эти женщины любят друг друга. И в данном случае я не могу не выделить исполнительницу главной роли Морин, которая, мне кажется, отыграла все досконально и идеально».

Нина Мазур (Германия), член жюри: «Это очень человеческий, гуманный спектакль. Не всегда так именно ставят МакДонаха».

Валерий Бегунов, театральный критик: «Мне очень нравится, как воплощается Сергеем Федотовым его поиск другого типа режиссуры в спектаклях не его театра. В этом жестком рисунке Федотов дал актерам такую свободу, что особенно в паузах они могут жить самостоятельно».

Адольф Шапиро, председатель жюри: «В этом спектакле я не почувствовал никакого мистического начала, но я почувствовал тонкое психологическое русское прочтение западного автора».

Павел Руднев, театральный критик, автор переводов на русский язык пьес Мартина МакДонаха: «Очень медленно очень стадийно, постепенно проходит движение спектакля внутри себя, действие, которое заряжает режиссер для артистов. За этим необычайно здорово следить».

Ролан Боннин (Франция): «Спектакль «Красавица из Линэна» челябинского театра для меня был очень интересен. Очень важно при драматическом слое у МакДонаха не забывать про юмор, и комедийный аспект в этой пьесе, и если мы это уберем, можно попасть в «плохую драму».

Что еще показывали на фестивале МакДонаха

Всего на театральном форуме можно было увидеть 16 спектаклей. Рекордсменом стал «Человек-подушка» (4 постановки). На втором месте — «Красавица из Линэна» (3 постановки). Корреспондент «ЮП» посмотрел некоторые из работ и спешит поделиться впечатлениями от увиденного.

«Красавица из Линэна»

Хардкорная постановка австрийским театром nicht.THEATER Ensemble «Королевы красоты», сделанная в интерактивной манере (зрители сидели в непосредственной близости от актеров, отчего градус соучастия увеличивался с каждой секундой). В конце спектакля актриса, сыгравшая Морин, даже попросила вашего корреспондента избавиться от тела Мэг.



«Кабаре МакДонаха»

Еще один интерактивный спектакль, на сей раз в постановке чешского театра Dr. Krasy. Ребята показали нарезку из пьес МакДонаха, не забыв при этом поиронизировать над ними. Получилось достаточно смешно.



«В поисках Человека-подушки»

Спектакль о том, как член гильдии режиссеров Великобритании, актер, продюсер, сценарист и музыкант Леон Кейн ставит спектакль «Человек-подушка». Любопытный экзерсис того, как можно на сцене разбирать пьесы МакДонаха и это тоже будет почти что триллер.



«Сиротливый Запад»

История современных Каина и Авеля, разыгранная азербайджанским ТЮЗом. Поскольку в пьесах МакДонаха достаточно много ругательств, а в Азербайджане запрещено браниться не то, чтобы в театре, а даже на улице, театр нашел компромисс, как угодить всем. Кстати, на счету этого ТЮЗа вся «Линэнская трилогия».



Мартин МакДонах

Один из главных современных драматургов. Первый автор со времен Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли на сцене лондонского Королевского Национального театра. Обладатель премий Evening Standard и «Тони». Помимо театральных работ известен также своими кинофильмами: «Шестизарядник», «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов». Сейчас снимает новую картину.

Фото со спектаклей — Вадима Балакина


Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты