Киноморфное сознание

18 Ноября 2014 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Киноморфное сознание

Из чего состоит творчество театрального драматурга Мартина МакДонаха, ставшего уже своим на Южном Урале

Из чего состоит творчество театрального драматурга Мартина МакДонаха, ставшего уже своим на Южном Урале

 В Озерске на фестивале «Ночь в театре» 21 ноября театр драмы и комедии «Наш дом» покажет премьеру — спектакль «Лейтенант с острова Инишмор» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Режиссер постановки — Никита Золин.

Приверженец актуального театра продолжает путь, начатый им в предыдущем спектакле «Убийца». Взяв в работу жесткую, полную черного юмора и отчаяния пьесу, Золин поднимает проблему политической лжи и жестокости — особенно острую в свете украинских событий.

Отметим, что это уже далеко не первая (в том числе в «Нашем доме») постановка по МакДонаху на Южном Урале. Ирландский драматург становится своим в наших театрах. Пользуясь случаем и опираясь на опыт, полученный на прошедшем в Перми фестивале МакДонаха (где, напомним, Челябинский Камерный театр взял гран-при), «ЮП» решила рассказать о том, как этого ирландского драматурга ставят в других частях света и чем примечательно его творчество.

С позиции неофита

Морин прильнула ко мне и что то прошептала на ухо. Что именно — разобрать я не смог, потому что она прошептала это на немецком. Но из ее жестикуляций я понял, что она зовет меня с собой. Все стало совсем очевидно, когда Морин подвела меня к телу своей матери Мэг. Догадаться тут было уже не сложно: она просила меня избавиться от трупа…

Почему то со мной такие штуки постоянно происходят на интерактивных спектаклях: то роды просят принять, то вот — избавиться от тела. Видимо, сильно смахиваю на соучастника. Впрочем, на постановке «Красавицы из Линэна» австрийского театра nicht.THEATER Ensemble вся собравшаяся публика выступила соучастником действа, ведь она игралась ни на сцене, а в фойе пермского театра «У Моста», организатора фестиваля.

То есть дистанция между зрителями и актерами была минимальная. А в конце она исчезла вовсе, когда и так державшаяся на соплях «четвертая стена» рухнула, как берлинская.

«Красавица», кстати, была не единственным интерактивным спектаклям в насыщенной фестивальной программе. Попурри из произведений ирландского драматурга представил чешский театр Dr. Krasy в своем веселом балаганчике «Кабаре МакДонаха». В итоге чехи показали даже не МакДонаха, а какой то «Южный Парк». Оказывается, сумрачный ирландский гений легко пародируется, но оно и понятно: в его пьесах скрыто много самоиронии, которую можно повернуть и так, и этак.

Всего же на Первом международном фестивале Мартина МакДонаха было показано 16 спектаклей по всем его существующим пьесам. Лидером стал «Человек-подушка»: 4 постановки, одна из которых — «В поисках Человека-подушки» Леона Кейна — была посвящена кропотливому исследованию этого произведения. Леон Кейн — член гильдии режиссеров Великобритании, актер, продюсер, сценарист и музыкант — попытался погрузить зрителей в процесс создания спектакля. У него это получилось. И вот что еще интересно: на фестивале МакДонах звучал на разных языках (с русскими субтитрами), но на английском он звучит круче всего.

Возвращаясь к «Человеку-подушке»: нет, кстати, ничего удивительного в том, что его ставят так часто. Театральный критик, ректор Школы-студии МХАТ и по совместительству главный макдонаховед в стране Павел Руднев на своей лекции обмолвился о том, что в историю МакДонах войдет, скорее всего, благодаря этому лихо закрученному произведению. В то время, как лучшей работой ирландского драматурга сам эксперт считает «Лейтенанта с острова Инишмор», совершенного с точки зрения театральной техники.

Также Павел в своем анализе творческого метода МакДонаха затронул несколько интересных тем. Одна была связана с тем, что МакДонах, по сути, вернул на сцену такую вещь, как действие, ведь история театра XX века строится на его отсутствии: в пьесах ничего толком не происходит, нет активного развития сюжета. Другая тема была связанна с киноморфностью сознания героев МакДонаха. То есть персонажи пьес ирландского автора часто ведут себя, как персонажи фильмов (ну или стремятся к этому).

Очевидно, что эта киноморфность связана с киношностью сознания самого драматурга, который также широко известен и как кинорежиссер (см. «Шестизарядник», «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»). «Да, я не думаю, что МакДонах — большой знаток театра, — говорит Руднев. — Он в большей степени синефил. Но его случай не исключение. Есть не менее потрясающий пример: так наш отечественный драматург Василий Сигарев впервые пришел в театр на премьеру своей шестой пьесы».

Возможно, МакДонаху поэтому и удалось все так классно перепридумать, потому что он подошел к написанию пьес с позиции неофита, а не как человек богатой театральной культуры. Те же самые его пьесы эксперты называют, скорее, не пьесами даже, а готовыми киносценариями.

Прощальный гуманизм

На фестивале можно было увидеть спектакли по МакДонаху в постановке российских и европейских театров (помимо уже упомянутых Австрии, Чехии и Великобритании, из Польши, Германии, Боснии и Герцеговины). Но, наверное, одним из самых экзотичных спектаклей был «Сиротливый Запад» азербайджанского ТЮЗа. История двух братьев, живущих как кошка с собакой, и священника, который пытается их примирить, была примечательна, в частности, тем, как в ней были решены сцены потасовок между братьями. Они были разыграны в слоу-моушене (то есть актеры натурально двигались в как бы замедленном действии), и это была еще одна спайка между театром и кино, о которой говорилось выше. Плюс, несмотря на весь свой восточный колорит, «Сиротливый Запад» легко вписался в макдонаховскую вселенную. Это наводит на мысли о том, что Ирландия МакДонаха — универсальное пространство. Да, в нем есть какие то свои скрытые культурные коды, но их не так сложно препарировать в другие реалии, в отличие от, допустим, города Балтимора из сериала «Прослушка» и других крайне урбанистических историй.

Еще на фестивале, благодаря лекции все того же Руднева, стало очевидно, что МакДонаха, всегда бравшего за душу убойным сочетанием цинизма и сентиментализма, можно отнести к адептам так называемого прощального или последнего гуманизма в искусстве. Гуманизм ведь в том числе подразумевает жертвенность, а принесение себя в жертву для некоторых героев МакДонаха не пустое слово. Например, для отца Уэлша из «Сиротливого Запада». И этот прощальный гуманизм как последний рубеж обороны: после него только темная ночь.

Читайте также:

Южноуральский театр стал лауреатом фестиваля МакДонаха


Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты