Лауреат Южно-Уральской литературной премии пишет книги и… ждет их издания

21 Мая 2014 Автор: Заманова Розали Акрамовна
Лауреат Южно-Уральской литературной премии пишет книги и… ждет их издания

Еще Марина Цветаева посвящала стихи своему рабочему столу — даже целый сборник вышел под названием «Стол». И понятно почему — никто так не поймет писателя, как его верный, четырехногий… Тем более что часто написанные произведения дальше стола и не уходят.

Еще Марина Цветаева посвящала стихи своему рабочему столу — даже целый сборник вышел под названием «Стол». И понятно почему — никто так не поймет писателя, как его верный, четырехногий… Тем более что часто написанные произведения дальше стола и не уходят.

О том, почему так происходит, рассказала Валентина Черных, лауреат III Южно-Уральской литературной премии в номинации «Литературное краеведение и публицистика». Напомним, эту премию организовало общественное движение «За Возрождение Урала».

Под грифом «секретно»

— Никогда не думала, что стану писателем — это получилось как то спонтанно. По образованию я историк, а мама моя была основателем историко-краеведческого музея. В 1980-е годы мы с ней начали сбор материалов о судьбах некоторых наших земляков. На тот момент я работала в обществе охраны памятников истории и культуры.

Постоянно собирая материал, мы столкнулись с пугающими цифрами, — оказалось, что многие из наших земляков стали жертвами репрессий в 1930-х годах. Причем на эту тему материалы как раз найти было нелегко — зачастую на запросы в Военную коллегию Верховного суда СССР, Институт марксизма-ленинизма, Военный трибунал Уральского военного округа мне отвечали: «репрессирован. Данных о реабилитации нет»… Скудные сведения шли из архивов, музеев, органов КГБ всего Советского Союза, но целостных биографий не вырисовывалось: так, отдельные отрывки. Нормально материалы начали поступать в 1988 году, после июньского Пленума Верховного Суда СССР. Появились статьи и книги известных публицистов, написанные на запретные темы.

Книг по истории Уфалея практически не было — разве что статьи в газетах. А у меня на руках были все материалы. Я чувствовала себя просто обязанной начать писать!

Первый том, который вышел в 2006 году, я писала около десяти лет (кстати, это была тема моего институтского диплома), он называется «Завод на речке Уфалей. Время, жизнь. Часть 1». Это история Верхнего Уфалея, которая начинается еще до момента его основания — с 1751 года, с того времени, когда заводовладельцы приобрели это место — оно тогда так и называлось «Уфалейское заводское место». Сам завод, сердце города, был построен только в 1761 году. В книге описаны жизнь города и во время крепостничества, и после отмены крепостного права, и смена владельцев завода, и голодные годы, и сытые… Первая часть у меня заканчивается 1917 годом, а вторая начинается как раз с революции и охватывает период до 1945 года. В эту книгу вошла и глава «Трагедия народа», посвященная репрессиям. Третий том у меня сейчас в стадии написания, он будет охватывать время с 1945 года до начала нового тысячелетия.

Монография для степени

Материалы для книг собирать было очень трудно — я ездила и в Москву, и в Санкт-Петербург, использовала архивы не только Челябинска и Екатеринбурга, но всего СССР — Украины, Узбекистана, Казахстана, Татарстана… Очень много всего. Тогда, кстати, работать было намного проще — на запросы отвечали все, не требуя никаких средств за их исполнение, за что я им очень благодарна до сего времени.

Несмотря на то что я победила в номинации «Публицистика и краеведение», книга получилась не сухой и чопорной, — она написана легко и понятно, с использованием художественных приемов. В работе очень помогло то, что я раньше трудилась в нашей местной газете «Уфалейский рабочий» редактором отдела социально-политических проблем — там я прошла хорошую школу.

Первая книга, вышедшая в 2006 году, распространилась не только в окрестностях УрФО, но и в Москве, Сибири, на Дальнем Востоке, много экземпляров ушло в Америку, Канаду, Великобританию, Финляндию — книга разошлась по всему миру. Многие говорили, что мне нужно получать за нее ученую степень — это уникальная монография. Но я как то спокойно к этому отношусь, не заморачиваюсь…

Книгу украл… Интернет

Работаю круглосуточно, пишу днями и ночами, постоянно прокручивая в голове всю информацию; помогают воспоминания родственников — бабушки, мамы: все это краски для одного холста. Сейчас я научный сотрудник городского историко-краеведческого музея, и это тот самый идеальный случай, когда человек занимается тем, что он действительно любит.

Недавно был интересный случай: захожу я на один сайт и вижу, что там выложена моя книга под именем некого Евгения Котлованова, и ссылка — мол, использованы материалы книги «Завод на речке Уфалей», собранные сотрудниками музея под редакторством Валентины Черных. Я прямо ахнула от такой наглости! Вообще то я не редактор, а автор! Он даже названия глав не поменял — просто дословно взял мою книгу, отсканировал и выложил под своей фамилией. Громкий скандал разразился, мы потребовали удалить материалы с сайта. Но обращаться в суд я не собиралась, а отнеслась к этому с юмором,  что поделать? Видимо, это такое своеобразное выражение признания. Он, кстати, все-таки издает мою первую книгу под своим именем — представляете? Просто немного поменял конструкцию некоторых предложений, оставив в остальном все по-прежнему.

Вообще много сейчас издается всяких книг, которые не достойны того, чтобы на них тратить свое время. Да вы и сами это знаете — достаточно зайти в магазин и посмотреть на некоторые отдельные экземпляры. А между тем, многие известные авторы не могут издать свои книги, и я не только про себя в данном случае говорю. Хотя и я тоже делаю много работы «в стол» — пишу книги, которые до сих пор не представлены широкой публике. Но знаю, что они необходимы, их ждут! Например, Книга Памяти жертв политических репрессий — ее ждут не только в Уфалее, Екатеринбурге, Челябинске, но и в Германии, и в других странах. Люди умирают, так и не дождавшись ее, своеобразного извинения за ошибки прошлого, но остаются их родственники. Я пробовала решать этот вопрос, но мне говорят, что в бюджете города на издание книг денег нет, издавайте на свои средства. А откуда они могут быть у пенсионеров или работников культуры?

Мне недавно привезли почитать одну книгу, в которой говорится об одном из наших земляков. Ее автор считает себя известнейшим писателем, по-моему, у него вышло уже 19 романов. Я почитала эту книгу — откровеннейшая ла-бу-да. Просто он по совместительству еще и губернатор одной из областей, и средства на издание у него, соответственно, находятся. Жаль, что так получается… Книг в запасе у меня уже много накопилось, но все они лежат мертвым капиталом. А выкладывать их в Интернет не собираюсь. Зачем? Чтобы мои произведения потом выставляли и издавали под своим именем? Почему то меня это не устраивает, даже не знаю, почему! (смеется). Да и многие ли из тех, кто их ждет, в состоянии будут с ними познакомиться. И еще: для старшего поколения печатное слово осталось очень и очень важным. До сих пор.

Премия для издания

Победа в конкурсе стала для меня полнейшей неожиданностью. Тем более что в Челябинск я поехала с сердечным приступом, и все думала — доеду ли? А когда нас всех, кто вошел в шорт-лист, выстроили в линейку, я огляделась и увидела, что вокруг одни мужички. Подумала тогда:  «Господи! Ну кто даст премию женщине?». И когда назвали мое имя, я была крайне удивлена.

Кстати, приз, который я получила за премию  (40 тысяч), собираюсь вложить в издание дополнительного тиража книги, потому что южноуральцам эта книга нужна очень.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

04.04.2014 | 13:54
Юрий Башмет о челябинских «днях печати» и «Солистах Москвы»

В четверг, 3 апреля, в Челябинском театре оперы и балета состоялся концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР, лауреата премии «Grammy», альтиста Юрия Башмета.

Новости   
Спецпроекты