Ангелы и страна Оз. Что увидели челябинцы на фестивале «Кинотавр»

18 Июня 2015 Автор: Евгений Ткачев
Ангелы и страна Оз. Что увидели челябинцы на фестивале «Кинотавр»

С 26‑го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» вернулись два челябинца, которые на протяжении недели смотрели актуальные отечественные фильмы: полнометражные и короткометражные. «ЮП» расспросила их об увиденном.

Кинотавр_Мордасова-Тамара.jpgТамара Мордасова, директор киноцентра имени Леонида Оболенского, арт-директор фестиваля авторского кино «Полный артхаус»:

— После «Кинотавра» не все впечатления еще успели упорядочиться, но если говорить о тех ощущениях, что есть на данный момент, то получится следующее: безупречными с точки зрения формы показались «Ангелы революции» Алексея Федорченко.

Это история отношений двух языческих культур, несостоявшейся советской власти, даже не власти, а проявления ее авангардных искусств. У Федорченко получилось абсолютно законченное авторское высказывание, которое, однако, эмоционально не трогает — по крайней мере, меня. От него остается ощущение какой‑то холодности. Хотя Федорченко (сам он, кстати, из Екатеринбурга) мы все очень любим. Он неоднократно приезжал в Челябинск со своими картинами «Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари». Алексея уже можно назвать патриархом отечественного кинематографа. Это даже отметили на пресс-конференциях «Кинотавра»: там прозвучала мысль, что режиссеры, которые в нулевые ходили в статусе начинающих,  тот же Федорченко, Василий Сигарев, Иван Вырыпаев, Анна Меликян, — на сегодняшний день состоявшиеся авторы.

Другую половину программы фестиваля составили работы дебютантов. Из дебютов хотелось бы отметить «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. Местецкого мы ждали в феврале на «Полный артхаус», но он не смог приехать, поскольку заканчивал свой первый полнометражный игровой фильм. Фильм получился неровный, но совершенно очаровательный, с очень мощной энергетикой. Плюс его особенность в том, что в составе четырех главных действующих лиц снялся челябинец Александр Паль («Горько», «Горько‑2»), которого также можно было увидеть в еще одной конкурсной ленте — «Парень с нашего кладбища». Саша киноцентру имени Оболенского дорог еще потому, что, заканчивая школу,  был членом нашего киноклуба, мы его нежно любим. И сейчас, приезжая в Челябинск (а тут живут его мать и дядя, который, кстати, работает в киноцентре), он приходит к нам в гости.

Мы все хотим пригласить его на «Полный артхаус», но никак не представлялась возможность, поскольку он снимается в массовом кино, а это не наш формат. Но вот появился «Тряпичный союз», так что, думаю, мы еще увидим Сашу на нашем фестивале. Кстати, за «Союз» Саша вместе с мужским актерским ансамблем картины получил приз «Кинотавра».

Очень понравилась «Страна Оз» Василия Сигарева. Главную роль в ленте сыграла его жена Яна Троянова. Сам фильм — крайне ироничная и одновременно горькая история, в которой Троянова предстает в несколько непривычной для себя роли. Она мощная, с невероятным темпераментом актриса, а тут она укротила свое темперамент и выглядела несколько замороженной, но все равно была самым живым персонажем в постмодернистском контексте картины.

После просмотра фильма Сигарева (а он, как и Федорченко, тоже из Екатеринбурга) понимаешь, что уральская волна довольно сильная опора современного отечественного кинопроцесса.

Из увиденного также хотелось бы отметить «Чайки» Эллы Манжеевой и Любови Убушиевой. Это первый игровой фильм Республики Калмыкия, но несмотря на то, что это национальное кино, история, которая в нем была рассказана с благородством, достоинством и невероятно красивыми калмыцкими лицами, оказалась абсолютно универсальной. У малых народностей есть какое‑то врожденное чувство кинематографичности.

Еще в конкурсе был новый фильм Ивана Вырыпаева, которого я даже больше люблю за «Эйфорию», чем за «Танец Дели». Его свежая картина называлась «Спасение», и она была отмечена призом за лучшую женскую роль (правда, лауреатка Полина Гришина — не актриса, а художница). «Спасение» — фильм-медитация. И хотя он очень медитативен, он одновременно говорлив.

Согласно сюжету католическая монахиня по своим миссионерским делам отправляется в Тибет. Там ее ожидают две встречи и два безудержных диалога, точнее, монолога, а в конце путешествие, после которого героиня приходит к мысли, что Бог все-таки есть. С одной стороны, это очень наивный финал, с другой — крайне справедливый.

Самое мощное, пожалуй, впечатление осталось не от конкурсного показа, а от «Родины» Петра Буслова. Это совместный русско-индийский проект, снимавшийся на Гоа, невероятно сильная по кинематографической выразительности лента. Что касается победителя «Кинотавра» — фильма «Про Любовь», то Анна Меликян сняла легковесное  массовое кино, но не такое массовое, что показывают у нас под Новый год в кинотеатрах.

Закостенелый формат

Кинотавр_Сухагузов-Максим-(цвет).jpgМаксим Сухагузов, создатель и автор популярного блога «Русское кино в топе», автор федеральных сайтов про кино и культуру:

— Программа короткого метра в этом году вызывала два смежных чувства. С одной стороны — очевидный бум короткого кино, неугасающий зрительский интерес к нему. «Коротыши» становятся самостоятельным жанром, где благодаря Интернету доступнее аудитория, где появляются новые виды смотрения. Ведь нынешний зритель склонен, скорее, потратить 5-20 минут на короткометражку, чем 90 минут на полноценный фильм. Тут же чувствуется, как режиссеры короткого метра тянутся к своему зрителю, увлекаются жанровыми сюжетами, отбрасывают в сторону экспериментальные вещи. Хотя, казалось бы, именно короткой метр должен быть площадкой для пробных экспериментов. Некоторые режиссеры открыто заявляют, что им надоело снимать интимные драмы — у них в приоритете черные комедии и фантастика. Другое дело, что жанр нужно делать с умом, а у большинства получаются какие‑то бесконечные экранизации несмешных анекдотов.

С другой стороны, ощущается закрытость короткометражного конкурса «Кинотавра» от новых вливаний, подвластность вкусу одного фестивального отборщика. Ведь в конкурс, по большому счету, попадают только студенты ВГИКа да ВКСР, обязательные ученики Владимира Хотиненко и Джаника Файзиева.

Почти нет студентов Московской школы нового кино, нет каких‑то андеграундных вещей, неожиданных прорывов из регионов России. У программы сформировался закостенелый формат, под который должны подходить все участники.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты