Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

16 Ноября 2016 Автор: Евгений Ткачев Фото: с официальной группы фестиваля «Арт-сессия» ВКонтакте
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

Театр плюс кино

Напомним, что уникальность «Арт-сессии» заключается в том, что она сводит абсолютно разных людей, которые в обычной жизни, быть может, никогда бы не встретились, — ученых и театралов. Ведь помимо того, что «Арт-сессия» — фестиваль студенческих и любительских театров, это еще и научно-практическая конференция, тема которой в этом году звучала так: «Кинематографичность современной драматургии и театра».

На эту тему в стенах ЮУрГГПУ прозвучала масса захватывающих докладов. Наибольшую, пожалуй, полемику вызвало выступление, посвященное пьесе «Мученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которую русский режиссер Кирилл Серебренников сначала поставил на сцене «Гоголь-центра» (спектакль «(М)ученик»), а затем и в кино (фильм «Ученик»). Оно и немудрено: это провокационное произведение (на экране из притчи превратившееся вообще в режиссерский манифест) бьет сразу по нескольким болевым точкам современной российской действительности. Тем интереснее было обсудить, как оно вписывается в традицию «высокой комедии» и чем постановка отличается на сцене и в кино.

Помимо этого на фестивале проходили актерские и режиссерские лаборатории, лекции, круглые столы и обсуждения спектаклей с участием преподавателей ассоциации студенческих театров, докторов филологических наук, театральных экспертов из России и Германии, таких как профессор кафедры режиссуры Российского университета театральных искусств — ГИТИСа Михаил Чумаченко и актер театра и кино, продюсер, директор агентства ProArts Арвид Книппенберг (Кельн).

«Манекеновский» блок

Фестиваль открылся спектаклем «Дон Кихот» народного студенческого театра «Профиль» ЮУрГГПУ, собственно, и придумавшего «Арт-сессию». Далее действие переместилось в студию «Манекен» ЮУрГУ, где «манекеновцы» показали одну из премьер нового сезона — вербатим «Хорошо». Поставленный на основе диалогов с реальными людьми — жителями Челябинска (и даже штата Вирджиния) спектакль Юлии Малышевой состоял из монологов актеров, воспроизводящих истории своих героев на сцене. Некоторые из этих монологов были по-настоящему пронзительными (например, в исполнении Ильи Втюрина и Светланы Перевозкиной). Однако при всем при этом спектаклю очень сильно не хватало целостности. Ребятам так и не удалось найти тему, которая бы объединила все монологи, хотя они пытались ее сформулировать в следующем посыле: у каждого свое счастье и свое «хорошо». В итоге постановка под финал развалилась на плохо сопрягающиеся друг с другом этюды, а это, конечно, не есть хорошо.

С другой стороны, весьма положительное впечатление произвел режиссерский дебют актрисы студии «Манекен» Ольги Осиповой — «Человек из СССР» по Владимиру Набокову. Очевидно, что Ольгу занимает тема эмигрантов, разведчиков и Родины (режиссер, как и автор этого текста, увлечен американским сериалом Homeland/«Родина»), поэтому она очень вдумчиво поставила набоковскую пьесу, рассказывающую о русских эмигрантах в Берлине 20-х годов XX века. Единственная и, по сути, самая важная претензия к спектаклю заключается в том, что Ольга его немного переусложнила, или, точнее будет сказать, «недопереупростила»: постановка притворяется гораздо более сложной, чем есть на самом деле.

Также, кажется, впервые в рамках «Арт-сессии» состоялся показ спектакля профессионального театра. Худрук студии «Манекен» Владимир Филонов поставил в «большом» «Манекене» пьесу Эжена Ионеско «Стулья» про двух умирающих стариков — мужа и жену (Александр и Ирина Березины). Спектакль получил название «В хорошую погоду видна луна» и уже идет в театре. Впрочем, несмотря на то что Владимир Федорович один из талантливейших челябинских режиссеров, спектакль скорее не получился. Но иногда неудача оказывается интереснее большинства удач — тем интереснее разобраться в том, почему что-то пошло не так.

Главная проблема спектакля — конфликт формы и содержания. Взявшись за крайне жесткую абсурдистскую пьесу румынского драматурга, Филонов решил сгладить углы и сделать скорее благостную постановку. Поэтому там, где у Ионеско сорокастраничная агония, у Филонова — ангелочки с рюшечками и рафинированные декорации. Кстати, сценография в спектакле смущает больше всего, слишком уж она диссонирует с истинным настроением произведения и в итоге решительно работает против него.

Победа детской драматургии

Свежую премьеру для зрителей подготовил и театр «Профиль» — правда, вне программы. Ею оказался спектакль «Песочный человек» Артема Курочкина — компиляция из одноименной новеллы Э.Т.А. Гофмана и «Удивительной истории Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо. Произведения романтиков настраивали на готичную атмосферу — так и произошло. Было и красиво, и страшно. Но далеко не все понятно.

Свои спектакли на фестивале показали и гости. При этом, что интересно, детские спектакли оказались на порядок сильнее взрослых. Дело в том, что взрослые постановки страдали либо от непомерных и ничем не подкрепленных режиссерских амбиций («Детская площадка» по Рэю Брэдбери, тольяттинский «Театр Фантастика»), либо от кабацкой мелодраматичности («Письмо» по Виктории Токаревой, заречный театр «Лицей»), либо от банального непрофессионализма («Анджело, тиран Падуанский» по Виктору Гюго, томский театр «Ковчег», СибГМУ).

Детские спектакли — крайне зажигательный «У ковчега в восемь» про пингвинов («ЗаЗеркалье», Нижний Тагил) и по-настоящему масштабный «В стране Лимонии» про Чиполлино (музыкальный театр «Колибри», Новоуральск) — наоборот, вернули веру в искусство. В общем, несмотря на то что в этом году программа «Арт-сессии» была несколько послабее, чем в предыдущие, фестиваль все равно растет, развивается и продолжает открывать для челябинцев новые театральные горизонты.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

06.11.2019 | 11:36
Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»

…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

01.03.2016 | 15:56
Алексей Федорченко: «Получилось кино мертвецов»

На завершившемся фестивале «Полный артхаус» приз молодежного жюри достался «Ангелам революции» Алексея Федорченко — драме российского авангарда, рассказывающей о четверых друзьях, отправившихся к казымским народам насаждать советскую культуру, и о том, что из этого вышло.

Новости   
Спецпроекты