Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

9 Марта 2016 Автор: Евгений Ткачев
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Когда восемь лет назад на фестивале «Камерата» челябинского зрителя впервые познакомили с ирландским драматургом Мартином Макдонахом, его пьесы, построенные на мастерском сочетании трагичного и комичного, могли кого-то шокировать, возмутить или даже разозлить. Сейчас — нет.

Макдонах — признанный театральный классик (хотя сам он больше предпочитает театру кино) не только во всем мире, но и в России. Его черным юмором и жестокостью вряд ли кого-то можно удивить.

Тем не менее изумляешься другому: как этот автор, при всех литрах крови, пролитой в его текстах, остается гуманистом по своей сути. И этот последний, или, как его еще называют театроведы, прощальный, гуманизм не может не трогать в одинаковой степени и ум, и сердце.

Вместе с тем Макдонах еще очень британский драматург: только, кажется, у жителей Альбиона есть такое особое умение общаться со смертью на ты. К этому, кстати, располагает и работа главного героя пьесы «Череп из Коннемары» Мика Дауда (Владимир Ильин) — гробовщика, который раскапывает старые линэнские могилы, чтобы освободить место под новые.

По сюжету, он мало того что оказывается вынужден заниматься раскопками вместе с братьями Хенлонами — надоедливым гопником Мартином (Василий Скиданов) и недалеким полицейским Томасом (Илья Бабошин), так еще ему приходится извлекать из могилы останки своей жены, погибшей семь лет назад при весьма таинственных обстоятельствах.

К слову, местные до сих пор подозревают в убийстве Мика, но убил он или нет, так до конца останется неясным. Интрига.

«Череп из Коннемары» входит в «линэнскую трилогию», к которой также принадлежат «Красавица из Линэна» и «Сиротливый Запад». Эти пьесы Макдонаха (а также все остальные) ставил на сцене первооткрыватель драматурга в России, художественный руководитель и главный режиссер пермского театра «У Моста» Сергей Федотов.

У Федотова, очевидно, есть какой-то специальный ключик к Макдонаху: он хорошо чувствует творческий метод и мировосприятие ирландца, благодаря чему ему удается делать адекватные спектакли по его произведениям. Сейчас он, например, работает над новой и, скажем прямо, не самой удачной пьесой Макдонаха под названием «Палачи».

Конечно, за те 10 лет, что существует спектакль «Череп из Коннемары», он менялся. Изначально роль Мика играл большой актер Иван Маленьких. Мне, увы, не довелось видеть первую постановку. Та же, что была показана на фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА», оставляет приятное впечатление, но вместе с тем в ней есть и серьезный недостаток.

Устраивая «буги на костях», упиваясь черным юмором Макдонаха, создатели спектакля так увлекаются этим делом, что, когда приходит время уйти в минор, у них это не получается. Скорее, даже получается наоборот: в трагикомедии всю трагедию съедает комедия, и финальная, по идее душераздирающая, сцена с участием Владимира Ильина получается не настолько мощной, какой бы, наверное, могла быть.

Добавьте льда

С потолка свисает глыба льда. Тающий лед капает в бочку с водой (кап, кап, кап, кап, кап…), стоящую в центре большого восьмигранника из деревянных брусьев, каждая грань которого позволяет разместить возле себя пять зрителей. Три стороны восьмиугольника отданы актерам — буквой Т, а остальные пять — для публики. Спектакль интерактивный, то есть актеры подчас рушат «четвертую стену», отвечая на реплики из зала.

У пьесы Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» детективный зачин. Три европейца среднего возраста: Сарра, ее муж Роберт (Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, режиссеры спектакля), а также друг семьи Дональд (Артем Гафаров) хотят узнать, у кого провел понедельник брат Роберта Маркус.

Герои очень много разговаривают. Вырыпаев, наверное, один из самых болтливых драматургов на свете. Конкуренцию в этом деле ему могут составить разве что Дэвид Мэмет и Павел Пряжко.

Однако все сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На самом деле Роберта, Сарру и Дональда зовут Марк, Елена и Йозеф. В спектакле об этом, правда, не говорится ни слова, но это есть в тексте.

Кстати, пьесу про героев, называющих друг друга вымышленными именами и постоянно сбивающихся с мысли, Вырыпаев считает вершиной своего драматургического творчества. Актеры казанского «Театра. Акт» всячески пытаются ответить на заложенные в ней вопросы: почему герои, общаясь, называют друг друга вымышленными именами? Это какая то игра или нет? Выдавая себя за другого человека, они тем самым лучше пытаются понять друг друга? Что вообще между ними происходит?

Ребром ставятся эти и множество других философских вопросов. А тающий кусок льда, помимо имитации дождя, который по сюжету льет без остановки уже несколько дней и так доконал героев, символизирует также переход в иное состояние: из твердого в жидкое.

Так же, как лед, герои тают по ходу действия спектакля, за каменными масками оказываются спрятаны люди, мающияся, метающиеся и мучающиеся. Такие понятные в своих маленьких, но важных (в первую очередь для них самих) страстях люди.

В общем, эта история никакой не детектив, а драма об экзистенциальном кризисе и очищении. Причем в прямом смысле этого слова.

В конце спектакля актеры под композицию The End группы The Doors (ее фронтмен Джим Моррисон мимолетно упоминается в спектакле) со всего разбегу окунаются в купель (ту самую бочку со льдом), устраивая настоящий фонтан брызг.



19.07.2019 | 10:48
Ветер в бронзе. Как челябинский скульптор стал металлургом

День металлурга челябинский скульптор Андрей Старцев считает своим праздником. Уже много лет он работает с бронзой. Причем собственноручно отливает в металле каждую свою скульптуру.

09.07.2019 | 08:51
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

01.03.2016 | 15:56
Алексей Федорченко: «Получилось кино мертвецов»

На завершившемся фестивале «Полный артхаус» приз молодежного жюри достался «Ангелам революции» Алексея Федорченко — драме российского авангарда, рассказывающей о четверых друзьях, отправившихся к казымским народам насаждать советскую культуру, и о том, что из этого вышло.

Новости   
Спецпроекты