Писатель Сергей Шаргунов о том, почему он, веруя, не позирует перед иконами

15 Апреля 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Писатель Сергей Шаргунов о том, почему он, веруя, не позирует перед иконами

В свое время большой челябинский поэт Михаил Львов назвал известного челябинского педагога Максима Клайна «человеком фантастической биографии». Смею дерзнуть: этот роскошный эпитет в известной мере применим и к нашему герою.

Уроки Шаргунова

— Челябинск для меня город совершенно не безразличный, — признается Сергей Шаргунов. — Дорогой, можно сказать, родной город! Я здесь уже раз 20 бывал.

Во-первых, неоднократно проводил уроки в 31-м лицее, где есть замечательная литературная гостиная, которую организовал сам директор Александр Попов,  которого мы со своими друзьями-писателями в свое время отстаивали. Кстати, по моим стопам сюда стали приезжать и другие писатели: Захар Прилепин, ректор Литинститута Алексей Варламов. Надо отдать должное педагогам этого лицея, сумевшим удивительным образом заинтересовать тех, кто, казалось бы, пришел учиться физике и математике, одновременно — литературой и историей.

Приходилось мне выступать и в Челябинском госуниверситете. Студенты разнообразны. Каждый раз я стараюсь заинтересовать журналистским делом. Не все остаются в деле. Например, на моем курсе совсем немногие пошли в журналистику.

Многие ребята, из тех, кому я преподавал, старшеклассники и студенты, — потом присылали мне свои произведения. Потом эти тексты выходили на сайте «Свободная пресса», который входит в десятку самых читаемых и популярных интернет-ресурсов.

В Челябинске живет очень интересный поэт и драматург Константин Рубинский, с семьей которого дружат мои родители. Я тоже очень хорошо знал Анастасию Ивановну Цветаеву — она‑то как раз и познакомила Рубинских с моими родителями. Мой папа работал в свое время в «Еманжелинском рабочем».

Мне приходилось быть и на ЧТЗ, общаться с рабочими. На заводе раньше была замечательная поэтическая студия, точнее литобъединение, носившее имя Михаила Львова.

Когда мой дедушка Иван Иванович Шаргунов погиб на фронте, бабушка переехала в Еткуль. Здесь у меня живет очень много родни. Мой дядя Коля  работает на ЧТЗ. Мои родные живут и в Челябинске, и в Еманжелинске, и в Копейске. Бываю у них…

Семейный альбом

Его генеалогическое древо — маленькая энциклопедия, состоящая из великих людей России. Отец — Александр Иванович Шаргунов, настоятель московского храма Святителя Николая, глава комитета «За нравственное возрождение Отечества».

Мать Сергея Шаргунова, Анна Анатольевна Шаргунова, родилась в Москве, в «писательском» доме — знаменитом доме  17 в Лаврушинском переулке. Литератор, художник, отреставрированные ею иконы есть в московских храмах. Ее отец — писатель Борис Левин, в 1940 году погибший на советско-финской войне. Дальше — еще интереснее! Ее мать, писательница Валерия Герасимова, была первой женой Александра Фадеева. Она же приходилась двоюродной сестрой кинорежиссеру Сергею Герасимову. В свою очередь, ее сестра Марианна, работавшая сотрудницей ЧК, была первой женой писателя Юрия Либединского. Человек с трагической судьбой: Марианна была репрессирована, покончила с собой.

И вот еще одно замечательное родство! Бабушка Сергея приходится племянницей легендарному русскому арктическому исследователю Владимиру Русанову — того самого, что стал прототипом капитана Татаринова из знаменитой книги Вениамина Каверина «Два капитана».

«Символ веры»

— Приехал в Челябинск как член жюри кинофестиваля «Человек труда». Это тема для меня непраздная. Она касается и моего отца. Он, кстати, был суворовцем как сын погибшего воина. Недаром в произведении «Сын полка» Валентина Катаева главный герой — Пастушок — становится суворовцем. Он идет по лестнице, и его встречает генералиссимус.

У вас здесь жила замечательная поэтесса Людмила Татьяничева. Мой папа, будучи молодым поэтом, тоже общался здесь, в этой орбите.

Отсюда и Сергей Аполлинариевич Герасимов. Это мой двоюродный дедушка. Мне повезло быть с ним знакомым. Прекрасно помню, как незадолго до его смерти меня привезли к нему домой. Он читал наизусть «Символ веры». Человек очень интересной судьбы, сделавший себя сам.

Семью захлестнула Гражданская война. Здесь, в Кундравах, находится его музей. Его никогда не отпускала эта родная земля — он всю жизнь интересовался Челябинской областью.

Писать раньше, чем читать

— В какой мере все эти ярчайшие люди в вашей биографии повлияли на вас?

— Конечно, все это повлияло и все это очень важно — и сама среда, и взросление в семье священника.

Писать я начал раньше, чем читать. В четыре года я брал в руки книги и перерисовывал буквы и слова. Ну а когда уже исполнилось 19 лет, отнес свои первые рассказы в журнал «Новый мир». К моему удивлению, они прошли эту невероятную толщу, что меня очень сильно мотивировало.

Очень часто спорят о противоречиях между журналистикой и литературой. Я не верю в это противоречие. Мне кажется, что одно дополняет другое. Журналистика — это своего рода литература, опрокинутая в актуальность. Без этого важнейшего, человеческого опыта, полного состраданий, расследований, стремления вникнуть в боль другого, мне сложно представить литературу. Поэтому, может быть, отсюда и эти поездки. Я часто бываю в Донбассе. Знаю, что многие челябинцы бывают там и с гуманитарной помощью приезжали на выручку ополченцам.

Журналисты — это спасатели

— Авторская журналистика исчезает?

— Одна из трагедий отечественной журналистики — пропажа жанра под названием очерк, пропажа нормальных журналистских расследований. Самое страшное, что само общество становится к этим расследованиям равнодушным. А иногда просто раздражительным. Пропадает способность создать портрет человека, его слепок, увидеть его с разных сторон.

Сайт, где я главный редактор, — это, разумеется, не набор блогов и не тролли из «Твиттера». Это редакция — со штатом, с летучками, это серьезная журналистика! В этом смысле и в Интернете вполне может существовать нормальная, качественная журналистика.

Однако зачастую люди вообще не понимают, в чем смысл журналистики. Кроме информирования, которое зачастую бывает весьма тенденциозным, потому что взгляд на любое событие подразумевает набор из бесчисленного количества ракурсов, необходимо еще спасение, спасательство. Мне кажется, что многие журналисты — это спасатели.

В свое время я работал в отделе расследований у Юрия Щекочихина. И сама идея приходить на выручку, рассказывать о бедах людей, когда можно сочетать рассказ о несправедливости с отчетом о том, а что ты, собственно, сделал для того, кто к тебе обратился за помощью. Как раз вот этого‑то и становится все меньше и меньше. И вот это‑то и грустно…

— Вы верующий человек?

— Да. Но я не из тех, кто позирует перед иконой. У нас очень многие любят бахвалиться показной религиозностью, при этом не имея даже элементарных представлений о ценностях религии и не в состоянии отличить воскресения от вознесения. Конечно же, я воспитан в религиозной среде. Кроме того, я считаю, что нельзя выпячивать веру, это глубоко личное. Да, я очень хорошо знаю церковно-славянский, богословские тексты.

— Ваш отец хотел видеть именно такого сына, какой вы сейчас?

— Думаю, да. Он помогает воспитывать моего десятилетнего сына Ивана. Я часто привожу его к деду.

— Он проявляет интерес к писательству?

— Это удивительно, но да. Конечно, все дети сегодня тонут во всех этих гаджетах, в камнедробилках Интернета и прочих увлечениях века. Но вот совсем недавно в свой день рождения Иван прочитал мне написанную им 15-страничную историю Куликовской битвы — его личный взгляд на это сражение. Причем эта тема ему оказалась дико интересна! И там у него в тексте приводились даже стихи Блока из цикла «На поле Куликовом». И мне это было очень приятно.

Я надеюсь Ваню привезти сюда. Ему было бы хорошо прикоснуться к Челябинску, побывать на земле предков. Это очень важно!

В поисках талантов

— Кого бы из современных писателей выделили как ориентиры?

— Прежде всего Захара Прилепина, Алексея Иванова из Перми. Есть интересный писатель Михаил Тарковский, внук поэта Арсения Тарковского и племянник режиссера Андрея Тарковского. Он бежал из Москвы, скрылся в тайге, стал профессиональным охотником. У него есть замечательные сибирские повести, например, «Енисей, отпусти!». Можно назвать еще Юрия Полякова. А есть еще замечательная уральская писательница Ольга Славникова, лауреат премии «Русский Букер».

Вообще, как мне кажется, в стране каждый год выходят минимум пять-семь интересных произведений: я стараюсь все это обязательно прочитать.

— Мейнстрим современной литературы вас не заставляет писать с оглядкой?

— Нисколько! Я пытаюсь оставаться верным себе. Видите ли, в людях есть одно очень важное качество — искренне, по-детски, открыто радоваться чужому таланту. Это как раз то, что умел герой моей выходящей книги Валентин Катаев. Он был баснословно одаренный человек, первоклассный стилист! При этом умел любоваться талантом других. И больше того — привлекать других талантливых людей в пространство литературы.

Кстати, в мае выйдет моя новая книга о Валентине Катаеве. Как это ни удивительно, но до сих пор не выходило ни одной серьезной, полноценной биографии Катаева. Мне удалось выйти на уникальные архивы. Письма Зощенко, Мандельштама, Олеши… Как вышел на него? Да это мой любимый писатель! Он замечателен как прозаик, как стилист — все искрометно и празднично, захватывает и кружит голову.

Знаете, литература ведь пишется не главами и даже не абзацами, а строчками, предложениями. Вот сверкнет какой‑то образ, какая‑то метафора — а уж когда все это сцепляется, то тогда и получается нечто волшебное! Вот это и радует. А талантливые люди есть. И они есть здесь, в Челябинске!

Досье «ЮП»

Сергей Шаргунов — российский писатель, журналист, общественный деятель. Главный редактор сайта «Свободная пресса». Член Общества русской словесности и Патриаршего совета по культуре. Дважды финалист премии «Национальный бестселлер». Книги Шаргунова переведены на итальянский, английский и французский языки.


27.07.2021 | 13:07
Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы

Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок о предстоящих премьерах, формировании репертуара, особенностях создания кукольных спектаклей и о любви.

27.07.2021 | 09:59
Совет институтов. Какое эпохальное решение приняли в Челябинске

Челябинская область добилась высоких показателей по реализации нацпроекта «Культура». Наш регион является лидером по открытию модельных библиотек, также новую жизнь в области обрели сельские дома культуры.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты