Страшная страница. На российские экраны выходит единственная в этом году кинолента о Великой Отечественной войне
В Челябинске состоится премьера военной драмы «72 часа», основанной на реальных событиях. Этот фильм — единственная в этом году кинолента, посвященная событиям Великой Отечественной войны. В прокат картина выходит накануне праздника Великой Победы.
«72 часа» не экшен с оглушающими взрывами и визуальными эффектами, превращающими киноповествование о войне в фантастический боевик. Это настоящая человеческая история, которая произошла на самом деле. История трагичная, жестокая и, к сожалению, реальная. История, которую сложно оправдать и объяснить, пытаясь ответить на вопрос: почему такое могло произойти?
События фильма начинаются в 1956 году. В привокзальном кафе капитан НКВД в отставке Борис Коленов ловит в толпе пассажиров взгляд случайного прохожего и узнает в нем Дмитрия Пронина, человека, который в годы Великой Отечественной войны перешел на сторону немецких оккупантов и погубил сотни соотечественников. Подозреваемый рьяно отвергает обвинения, сетуя на то, что «у него же путевка в санаторий горит». Выяснить правду предстоит следователю Коваль, которая встречается с выжившими свидетелями тех страшных событий и пытается с их помощью опознать Пронина. На это, по закону, у нее есть всего трое суток...
Фильм «72 часа» появился благодаря инициативе жителей города Людиново, где более полувека назад и произошли описываемые события. Они до сих пор хранят память о своих земляках, создавших в начале Великой Отечественной войны молодежную подпольную организацию для борьбы с немецкими оккупантами, и предложили губернатору Калужской области Анатолию Артамонову сделать об этом фильм.
Идею подержал продюсерский центр Николая Расторгуева (более известного как лидер группы «Любэ»), а также продюсеры Игорь Николенко и Денис Ковалевский. Режиссером выступила Кира Ангелина, автор более 20 кинопроектов, среди которых сериалы и полнометражные ленты.
Изначально «72 часа» задумывался как документальный фильм о Людиновском подполье.
— Его история оказалась незаслуженно забыта, — считает Кира Ангелина, — хотя по эффективности и продолжительности борьбы эта организация была мощнее «Молодой гвардии», созданной в Краснодоне. Единственные, кто все еще бережет память о тех трагических событиях, — это жители Людиново. В том числе и молодые люди, что не может не радовать.
Видно, на Людиновское подполье не нашлось еще своего Александра Фадеева, который запечатлел бы эту историю в веках. Зато нашлись «киношники». И сделали они это достойно. Получилась психологическая драма о сложности выбора, о неизмеримой противоречивости человеческой души. Главный конфликт заключается в том, что в условиях войны одни сумели остаться собой, сохранили верность родине (какой бы она ни была), а кто-то перешел на сторону врага, оправдывая своей ненавистью к советскому режиму зверское насилие над земляками и вчерашними одноклассниками.
Как оправдать предательство
Узнав о том, как трепетно современные жители Людиново хранят память о тех событиях, авторы фильма решили воплотить эту историю в жанре художественного фильма, а не документального, обострив конфликт ситуации грамотно выстроенной драматургией. В фильме есть и доля вымысла, и театральность. Но игра актеров не переходит в заигрывание и переигрывание, поэтому зрителю удается сконцентрироваться на самой драме, а не на ее воплощении.
— В этом фильме поднимается тема природы предательства, — рассказал продюсер картины Николай Расторгуев. — Мы намеренно избегали экшена, не хотели заострять внимание зрителей на визуальных эффектах. Цель была погрузить зрителей в психологическую атмосферу военного времени.
В фильме действительно нет набивших оскомину стереотипов и клише, которыми грешат военные картины последних лет, посвященные Великой Отечественной войне и зачастую превращающие величайшую в мире трагедию в голливудский боевик.
Все имена в фильме, как и географические названия, были изменены, что сделало историю универсальной. Ведь сколько по всей стране в годы Великой Отечественной войны было таких героев, которые рисковали жизнью ради своих родных! Сколько было предателей, которые убивали родственников и вчерашних друзей! Можно ли оправдать последних? Или у предательства нет оправдания?
Возможно, более взыскательный зритель найдет, в чем упрекнуть авторов картины «72 часа», или ввернет меткое сравнение с классическими шедеврами советского кинематографа о Великой Отечественной. По крайней мере, авторы этого фильма не спекулируют на теме геройства и отваги, но пытаются показать страшную страницу российской истории глазами простых людей. А это уже дорогого стоит.
По словам продюсеров, фильму несказанно повезло, так как подобные ленты редко попадают во всероссийский прокат. Но не в этот раз. Посмотреть фильм «72 часа» челябинцы смогут в кинотеатре «Синема Парк» до 18 мая.
Поделиться