Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра
С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.
- Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом
- Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе
По словам создателя «Камераты», главного режиссера Камерного театра Виктории Мещаниновой, этот фестиваль — всегда энергетический взрыв для театральной среды Челябинска и для города в целом. Не менее энергетически заряжен и сам Камерный театр. Он всегда славился независимостью, смелостью, собственной позицией. В интервью с Викторией Мещаниновой мы поговорили о театре, свободе и ближайших планах.
— Что для вас театр сейчас, театр в широком смысле? Каким он должен быть, чтобы отражать время?
— Театр — это пространство свободных людей. Это дух. Он летает, витает, творит... В театре должно быть по-разному. Может быть трудно, тяжело. Но не может быть скучно. Чтобы актер всегда радостно и с ожиданием входил в новую работу, театр должен каждый раз предлагать ему новый опыт. Да, можно успокоиться, найти свою игру, которая имеет успех у зрителей, и повторять ее, тиражировать этот успех. А можно пойти в реку, рискуя утонуть, и выплыть.
— Какие из последних работ для вас стали такой рекой?
Фото с сайта Челябинского камерного театра
— Одна из недавних наших премьер — «Generation П» по Виктору Пелевину. В девяностые годы его роман взорвал наше сознание. Прошло почти тридцать лет, и вдруг мы возвращаемся к этому автору. Выясняется, что он многое угадал, предвидел, указал тревоги и страхи, которые имеют место сегодня. Пелевин не сценичен. Он больше подходит для кино. Но я считаю, что театр достойно с этим справился. Режиссер Лариса Александрова предложила актерам сложный коктейль драматического существования: изобретательный пластический рисунок, сложную музыкальную партитуру в живом исполнении. Для такого рода игры артисту нужна особая подготовка.
Еще один риск — «Гнездо глухаря». Эту пьесу Виктор Розов написал в 1978 году. Нам еще в девяностые казалось, что жизнь этой драматургии закончена. Выясняется, нет. Время летит, развиваются технологии, а человек мало меняется. И у него всё те же хронические болезни. Пытаясь отыскать корни сегодняшних проблем, мы грешим на последнее десятилетие прошлого века. Отнюдь. Значительно длиннее путь этих проблем. И чтобы понять, куда идти дальше, нужно рефлексировать — осмыслять прошлое, быть ему благодарными. Спроси любого россиянина, куда мы движемся, что нас объединяет, — многие задумаются. Театр, как пространство художественное, интеллектуальное, должно работать с этими вопросами.
Фото с сайта челябинского камерного театра
— Поэтому вы обращаетесь к Николаю Эрдману и берете «Мандат» (премьера состоялась 11 октября 2019 года. — Прим. ред.)? Пьесу, написанную в 1924 году.
— Потрясающий Эрдман! Абсолютный гений. Я не буду сейчас говорить о его трагической судьбе. Но это наслаждение — читать его. Такой объем! Язык, им изобретенный. Это пьеса про двадцатые годы, строительство новой страны, появление нового человека. Про то, как эпоха ломает, как человек пытается встроиться в новое время, чем приходится поступаться. Совершенно живая история нашего трагического прошлого.
— Расскажите, пожалуйста, что ждать вашим зрителям?
— В следующем году мы ставим Уильяма Шекспира «Макбет». С ним будет работать режиссер Дмитрий Турков. Он уже делал у нас «Мокинпотта» (Петер Вайс, «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». — Прим. ред.). Я буду работать с пьесой Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Также на 2020 год запланирован спектакль по пьесе замечательного испанского драматурга, поэта, публициста Федерико Гарсия Лорки «Кровавая свадьба». Его будет ставить Лариса Александрова, с которой мы плотно сотрудничаем. Она работает в близкой нам манере, делает спектакли, которые требуют большой концентрации, работоспособности от актеров, их технической оснащенности. В общем, завар дерзкий. Но труппа должна развиваться и решать не те задачи, которые по ей силам, а задачи, которые кажутся невыполнимыми. Тогда открываются резервные возможности, обогащается актерский аппарат. И наш репертуар. Не факт, что мы победим, но рисковать нужно.
Поделиться