Тамара Мордасова: «Челябинск может лишиться уникального островка культуры»
Одно из самых уникальных киноучреждений в стране — челябинский Кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского — может лишиться большей части своего помещения.
Этот киноцентр всегда был центром притяжения интеллектуальной, культурной элиты города. Только здесь можно было услышать о «другом» или полузабытом кино от самого оригинального мыслителя Челябинска Николая Болдырева.
Киноцентр был создан ровно десять лет назад распоряжением главы города Челябинска. Тогда же он получил свое официальное название — Кинообразовательный центр им. Л.Л. Оболенского, сформировавшись на базе мемориального квартиры-музея.
До тех пор квартира легендарного режиссера существовала в течение десяти лет как некий народный музей.
Уже будучи в новом статусе, свои задачи киноцентр видел не только в сохранении мемориального облика квартирной части помещения, но и в сборе и изучении музейных фондов памятников материальной и духовной культуры, связанных с жизнью и творчеством Леонида Оболенского. Еще одна цель заключалась в осуществлении просветительской и кинообразовательной деятельности, в воспитании высокой зрительской культуры на примерах лучших образцов мирового кино. Здесь проводились лекции киноведов и философов, критиков и режиссеров.
За эти десять лет город безоговорочно признал: киноцентр стал не просто одним из любимых мест отдыха, но и одним из самых знаковых и влиятельных центров культуры.
Не случайно творческий некоммерческий издательский проект киноцентра «Свидетель и участник эволюции русской культуры» был отмечен грантом президента РФ в рамках творческих проектов общенационального значения по культуре и искусству.
Не случайно и то, что именно киноцентр имени Оболенского является арт-дирекцией ежегодного Всероссийского кинофестиваля «Полный артхаус», который знакомит зрителей с лучшими произведениями российского интеллектуального кинематографа.
В порядке «уплотнения»?
Беды можно было ожидать от кого угодно, но только не от своих же, что называется, коллег по цеху.
— С недавнего времени у нас появился угрожающий документ, согласно которому мы должны отдать большую часть своего помещения, — рассказывает «ЮП» Тамара Мордасова, директор Кинообразовательного центра имени Оболенского. — В этом документе содержится ссылка на то, что комитет по имуществу города Челябинска расторгает с Фондом культуры договор об аренде помещения, которое он занимал по адресу: улица Пушкина, 66. Аренда длилась в течение почти 20 лет. Все минувшее лето прошло в стадии переговоров.
Площадь помещения, которое занимал Фонд культуры Челябинской области, вполне приличная — 240 квадратных метров. Лишившись своего главного пристанища, в Фонде культуры вспомнили о киноцентре Оболенского, часть помещения которого принадлежит им. Но если и говорить в этом случае о каком-то эквиваленте, то он будет явно незначителен («проигрыш» по квартирной площади в три раза!).
Но вдумаемся в саму механику подобного «уплотнения» жилплощади.
Вспомним, что киноцентр Оболенского, расположенный по адресу: улица Сони Кривой, 38, это все-таки бывшая квартира.
— Освободить помещение для Фонда культуры — это означает не что иное, как отдать подлинную часть квартиры Леонида Оболенского, — говорит Тамара Мордасова. — Именно в этой мемориальной части располагается уникальная фотогалерея, находятся предметы, принадлежавшие режиссеру. Здесь сам дух великого режиссера. Собственно говоря, отдельного помещения Фонда культуры не существует. У нас у самих нет отдельного кабинета директора, кабинета под бухгалтерию, мы сами располагаемся среди экспонатов музея. Мы все вместе живем и работаем в этом едином экспозиционном пространстве — так, собственно, и задумывался проект изначально.
Тамара Никитична отметила и еще одну особенность, но уже в сфере бюрократических проволочек.
— В свое время квартира Оболенского пережила именно такой болезненный бюрократический процесс — перевод жилого помещения в статус нежилого, — рассказывает Тамара Мордасова. — При этом нужна была мотивировка: переводится для создания музея-квартиры Оболенского. Согласно 73-му федеральному закону («Об объектах культурного наследия…»), владение объектом культурного наследия независимо от собственника (частника, а также в лице общественного или государственного владельца) налагает на этого собственника бремя никак не изменять назначение объекта недвижимости и заниматься демонстрацией его историко-культурных качеств.
Что ж, претензии Фонда культуры как собственника в известном смысле правомерны. С этим согласна и сама Тамара Никитична. С другой стороны, за десять лет в этом помещении сложились свои традиции, родилась своя слава. И лишать сегодня это уникальное учреждение части помещения, значит, просто разрушить сам центр с его тончайшей культурологической тканью, которая создавалась так мучительно и так героически… Неужели напрасно?
Поделиться