Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Станислав Ткаченко: «Время популистских выставок прошло»

26 Сентября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Станислав Ткаченко: «Время популистских выставок прошло»

Выставка натюрмортов «Жизнь вещей» из фондов Государственной Третьяковской галереи в каком‑то смысле — новый уровень для Челябинского музея изобразительных искусств.

Хотя сотрудничают институции не первый раз. В 2010 году в Челябинске показывали пейзажи из коллекции Третьяковки. На этот раз привезли 26 великолепных живописных полотен, отражающих эволюцию натюрморта с XIX по начало XXI века.

Ткаченко-Станислав-Олегович.jpgЧем отличаются «серьезные проекты» от «популистских выставок», чем интересен натюрморт как жанр и что найдут для себя посетители Челябинского музея изобразительных искусств, рассказал директор музея Станислав Ткаченко.

Куда «уходят» выставки

— Станислав Олегович, сложно ли далась подготовка к этому крупному проекту?

— Создание любой выставки — это сложная, многоэтапная технология. Это как создать театральную постановку, спектакль. В данном случае это результат серьезной совместной работы сотрудников Государственной Третьяковской галереи и нашего музея. Кроме того, любая крупная выставка — это весьма дорогостоящая история. В какой‑то момент у меня были серьезные переживания — получится ли привезти в Челябинск картины из Третьяковки. Без поддержки губернатора Челябинской области, регионального министерства культуры этот проект не состоялся бы. Хочу заметить, что выделение средств на действительно крупные, масштабные проекты — прерогатива немногих российских городов. Многие выставки просто «уходят», отменяются из-за отсутствия финансирования. Хочу также поблагодарить партнеров музея, оказавших помощь в реализации проекта.

— Благо все состоялось. До 5 ноября жители Южного Урала могут посетить Челябинский музей изобразительных искусств и увидеть 26 шедевров. Что ждет посетителей?

— Прежде всего, я хотел бы обратить внимание вот на какой момент. Мне кажется, мы уже прошли время популистских выставок, которые завлекают посетителей громкими названиями: «100 шедевров…», «100 лет…». Чем более выверенный и серьезный проект мы реализуем, тем шире может быть его аудитория. Так и в этом случае. Мы не делали акцент на «шедеврах». Но подбирали экспозицию так, чтобы каждый нашел здесь что‑то для себя. Кому‑то будет интересна судьба художника, другого заинтересует художественный метод, использованный в той или иной картине. В пространстве выставки «Жизнь вещей» также возможен разговор о стилях, о направлениях в искусстве, о художественных объединениях. К примеру, в нашем собственном собрании практически не представлен такой удивительный период, как Серебряный век русского искусства. Поэтому мне хотелось бы, чтобы наши посетители обратили особенное внимание на картины художников объединения «Бубновый валет», которые представлены на этой выставке. Это Александр Шевченко, Наталия Гончарова, Илья Машков, Александр Куприн, Натан Альтман и другие. Без встречи с ними невозможно понимать и чувствовать отечественное искусство ХХ века. Без них вообще невозможно искусство века XXI.

— По какому принципу отбирались картины для этой выставки? Как вписались в общую концепцию три картины из фондов нашего музея?

— Эта экспозиция готовилась специально под этот зал. Куратор выставки Светлана Владимировна Усачева, главный специалист отдела живописи XVIII — первой половины XIX века, кандидат искусствоведения, уже работала здесь в 2010 году и представляет особенности зала имени архитектора Александрова. Картин немного потому, что есть определенный объем помещения. И нужно, чтобы и полотнам, и посетителям было просторно, чтобы зрители могли насладиться общением с каждой картиной. Из наших фондов мы выбрали три произведения, которые максимально точно соответствовали идее и образу выставки.

Выставка, меняющая жизнь

— Какую цель вы ставили перед собой, берясь за этот масштабный проект?

— Этой выставкой мы пытаемся расширить представление людей о натюрморте как таковом. Натюрморт — это не только ваза с цветами и фрукты на столе. Натюрморт может встречаться и пересекаться с портретом, пейзажем, вмещать много смыслов. В нем много смысловых и информационных слоев, что показано на этой выставке. Здесь есть и история русского искусства, и эволюция натюрморта. Здесь масса тем, много историй, можно рассказывать и о художниках, и о сюжетах, и об отдельных картинах. Каждая из них является уникальным, самодостаточным произведением искусства. В то же время они вступают в диалог друг с другом, формируют цельный рассказ, единое повествование. Выставка будет интересна тем, кто изучает русскую историю, литературу, философию — культуру в целом. Поскольку на выставке представлены разные периоды — и классический натюрморт XIX века, и русский авангард, и реализм советской эпохи, и постмодернизм, — для разных зрителей, для людей разных возрастов эти картины будут означать разное, вызывать разные эмоции.

Это выставка для тех, кто приходит в музей с эстетическими притязаниями, за красотой. Одна из наших целей — донести до людей воплощенную красоту. Надеюсь, челябинцы откликнутся на наше приглашение. Любая встреча с Третьяковкой — это событие, которое меняет нашу жизнь. Хочется, чтобы встреча с экспозицией прославленного музея наполнила наших посетителей светом красоты и одухотворенностью.

— Вы рассчитываете привлечь молодую аудиторию?

— Конечно, хотелось бы. Достаточно сложная ситуация сейчас с детьми, школьниками. Как оторвать их от мониторов, гаджетов? Как заинтересовать и привести в музей? Как объяснить, что музыку нужно слушать вживую, в концертном зале, а живопись смотреть не на экране компьютера? Для этого у нас есть образовательные программы, мы проводим мастер-классы, работают наши искусствоведы, которые находят новые формы взаимодействия со школьниками, помогающие им понять искусство. В том числе в рамках этого проекта.

02.04.2020 | 13:44
Заметки многодетки. Незастегнутое время писательницы с Урала Марии Солодиловой

Наша сегодняшняя гостья — писатель и весьма неординарная личность Мария Солодилова, наша землячка, родом из Миасса. Именно там она и написала свои первые рассказы. И все-таки, что заставило потянуться руку к перу?

10.03.2020 | 17:35
Концерт из 55 тысяч нот. Денис Мацуев покорил музыкальный Эверест

На прошлой неделе на Южном Урале прошел IX Международный фестиваль «Денис Мацуев представляет».

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты