«Омнибус» для всех. Старейший театр Челябинской области начинался с «Леса»

15 Ноября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Омнибус» для всех. Старейший театр Челябинской области начинался с «Леса»

Первые театральные коллективы — любительские объединения и гастролеры — появились в Златоусте еще в XIX веке. Настоящая театральная история небольшого уральского городка началась позже, 31 октября 1920 года.

Тогда в помещении бывшего оптового склада купца Соколова состоялся показ спектакля по пьесе Александра Островского «Лес». Это была первая веха старейшего в Челябинской области драмтеатра, получившего впоследствии название «Омнибус», что переводится с латинского — «для всех».

Сила тандема

Мы не будем приводить здесь всю историю златоустовского театра драмы. Скажем только, что он долго не мог найти постоянное помещение, часто менялись директора, режиссеры, что не давало сформироваться творческому стержню и концепции. Лет 30-40 назад «Омнибус» был не в лучшем состоянии: непрезентабельный фасад, скромное убранство внутри помещения, бедная материальная база. Зрителей в зале бывало меньше, чем актеров на сцене. Таким принял театр Александр Романов, выпускник оркестрового отделения Магнитогорского музыкального училища и Челябинского института культуры, профессиональный музыкант, руководитель молодежного ансамбля «Данко» Златоустовского филиала ЧПИ (с 1970 по 1990 год).

Александр Сергеевич возглавляет «Омнибус» в качестве директора 35 лет. Параллельно руководит работой челябинского областного отделения Союза театральных деятелей (СТД) России, не забывает о музыкальной стезе и всей душой предан театру. При нем златоустовский «Омнибус» стал примером того, насколько содружество и взаимопонимание директора и главного режиссера благодатно для театра и труппы.

— Часто возникают проблемы, когда не могут решить, кто главнее — директор или главный режиссер, — замечает Александр Романов. — Если кто-то тянет одеяло на себя, начинается борьба властей. На пользу творческой труппе это не идет. Театр либо погибает, либо останавливается в развитии. У нас такого нет. Мы с Борисом Горбачевским (главным режиссером златоустовского драмтеатра «Омнибус» с 1997 года. — Прим. авт.) работаем в тандеме, и каждый понимает свою задачу. А вообще наш театр силен своей командой: это и творческая труппа, и администрация, и технические сотрудники. В этом нам очень повезло.

— К сожалению, директорский корпус — проблема в театральной среде не только нашего региона, но России в целом, — продолжает Александр Романов уже как председатель челябинского отделения СТД. — Режиссеров больше, чем директоров. Правда, мало кто из них хочет становиться главным. Ведь это ответственность. Легче поставить спектакль, заработать деньги и уехать. Нередко приглашенные режиссеры ставят то, что они хотят, а не то, что нужно городу. В итоге через пять-шесть показов спектакль убирают из репертуара, потому что зрители его не принимают.

Вспомнить забытое

В «Омнибусе» стараются соблюдать баланс — проявлять должное внимание и уважение к классике, но и о современной драматургии не забывать. В афише златоустовского драмтеатра есть спектакли и для детей, и для молодежи, и для взрослого зрителя. Необходимость совмещать всё и быть интересными для всех — особенность любого театра в маленьком городе, считает Александр Романов. Если, скажем, в областном центре есть весь цикл — от кукольного до оперного театра, то, например, в Златоусте такого нет. При этом Златоуст — город весьма театральный.

— Это отмечают и критики, которые приезжают к нам на показы, это видим и мы сами, — продолжает Александр Романов. — После каждой премьеры мы выходим к зрителю, чтобы узнать его мнение. Среди посетителей мы видим взрослых, которые раньше приходили к нам на театральные уроки-спектакли для школьников. Теперь они приводят уже своих детей. Обращаемся мы и к молодежи. Скоро состоится большая зрительская молодежная конференция, на которой мы покажем наш новый спектакль «А если это любовь?!..» по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» (первый показ состоялся 6 октября 2017 года. — Прим. авт.). Эта постановка вызвала, можно сказать, ажиотаж, хотя в спектакле речь идет о забытых сегодня ценностях — нравственности, морали. Мы хотим поговорить с молодежью об этом. Сегодня почему-то считается, что чем больше чернухи, тем лучше. Просто это легче показывать. Сложнее выразить со сцены истинные отношения между людьми и внутреннюю красоту человека.

Тему старых нравов и традиций мы поднимаем еще в одном нашем новом спектакле «Вечер русских водевилей», которую поставил незаслуженно, на мой взгляд, обделенный вниманием в Челябинске режиссер Михаил Филимонов. (В основе спектакля — водевиль Василия Савинова «Дайте мне старуху!» (1981 год) и комедия Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца (1850 год). — Прим. авт.)

Разговор о жизни

Сформировать своего зрителя театру «Омнибус» помогли театральные уроки-спектакли для школьников, которые проводятся с 1987 года. В репертуаре 13 таких постановок, которые рассчитаны на школьников всех возрастов — с 1-го по 11-й класс. Для учащихся эти показы проводятся бесплатно. В театральной атмосфере дети узнают о жизни Иоанна Златоуста, правилах дорожного движения, внутренней жизни театра, а также о творчестве великих русских писателей Дениса Фонвизина, Александра Грибоедова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Антона Чехова, Николая Гоголя.

— Мы ежегодно проводим детско-юношеский театральный конкурс «Я люблю театр», — продолжает Александр Романов, — театральную неделю милосердия, когда бесплатно приглашаем на показы детей из Общества инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей, ребят из детских домов, домов-интернатов и приютов. Не оставляем без внимания ветеранов войны и труда, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, локальных военных конфликтов.

За всю историю театра «Омнибус» на его сцене вышло 7 спектаклей на местную тему, посвященных Златоусту, уральским заводам, промыслам, судьбе рабочих людей. Сегодня таких постановок в репертуаре нет.

— Мы думаем над этим, — отвечает Александр Романов. — Недавно встречались по этому поводу с нашим земляком, драматургом Константином Скворцовым. Для спектаклей о той эпохе нужны соответствующие костюмы, декорации. Все это очень дорого.

Думают в «Омнибусе» и о том, как в 2020 году будут отмечать 100-летие театра. Уже начался ремонт помещения, планируется обновить оборудование. Готовится к выпуску первое книжное издание об истории театра, большая выставка.

На последний вопрос о том, что для Александра Романова театр как для зрителя, директор «Омнибуса» отвечает так:

— В театр я прихожу за ответами. Я убежден, что должны быть спектакли, которые заставляют зрителя задуматься. Комедии — это тоже хорошо. Но если только хохотать в театре, ничего хорошего не получится. Развлекая, нужно заставлять думать. По крайней мере, мы у себя стараемся выполнять эту функцию и говорить со зрителем о жизни, нравственных началах, о том, как мы живем и зачем. 
26.01.2022 | 11:55
В кадре и за ним. Челябинская филармония выпустила фотоальманах «Легенды сцены»

В 2022 году Челябинская государственная филармония имени Сергея Прокофьева отмечает 85-летие. И это удивительная история, временами «на выживание», подтверждающая огромное творческое начало столицы Южного Урала.

21.01.2022 | 12:18
Главная партия. В роли Пахиты из цыганского табора выступит балерина из Японии

Лири Вакабаяси живет и работает в столице Южного Урала два года, за это время она танцевала ведущие партии во многих репертуарных спектаклях театра.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты