Бенефис как признание. Наталья Заварзина — о сюрпризах, поклонниках и друзьях
В субботу, 16 декабря, в Челябинском академическом государственном театре оперы и балета им. М.И. Глинки пройдет бенефис народной артистки России Натальи Заварзиной.
- Под маской комедии. Челябинский НХТ приглашает на Рождество в дом сеньора Купьелло
- Челябинский писатель Салим Фатыхов открыл тайны женской красоты
- Сентиментальный слюнтяй. В Челябинске Николай Коляда объяснил, зачем театру нужны деньги
— Бенефис в жизни артиста бывает один раз в жизни, — рассказывает Наталья. — Это особый творческий отчет перед публикой за все годы творческой жизни. Не надо путать его с юбилейными датами, они отмечаются гораздо чаще.
— Наталья, перелистывая страницы нашей газеты, можно проследить всю вашу творческую судьбу в Челябинске, с момента, когда губернатор области Петр Иванович Сумин пригласил вас на работу в оперный театр. Петр Иванович любил оперу, он не раз слушал вас в концертах, в том числе прославленной Магнитогорской академической хоровой капеллы. В «алмазный венок» событий вашей певческой биографии вплетено слишком много: Москва, где ваше имя уже появлялось на афишах во времена учебы в консерватории, участие и дипломы вокальных конкурсов и фестивалей в Италии, зарубежные гастроли по странам Западной Европы, ведущие партии в спектаклях, отобранных на «Золотую маску», опереточный репертуар, концертная деятельность и, наконец, преподавание в институте музыки на кафедре сольного пения — всего не перечислить.
— Восемнадцать сезонов на сцене челябинского оперного театра я считаю самым главным и важным периодом в своей жизни. И хотя они пролетели очень быстро, не могу сказать «как восемнадцать дней», в них было много ярких, не всегда простых, но запоминающихся событий. И поэтому первое отделение концерта я посвящаю опере. Но это будет исполнение не просто арий, а сцен из опер. Например, из уже снятого за давностью из репертуара спектакля «Свадьба Фигаро» Моцарта, который ставил в свое время режиссер Георгий Соломонович Миллер. Партия графини была моей премьерной в театре. Из оперы Чайковского «Пиковая дама» это будет известная сцена «У Зимней канавки»». Еще две любимые оперные страницы — из «Аиды» Верди и «Тоски» Пуччини.
— Бенефис предполагает, кроме главной героини события, и других участников. Кто они?
— Это солист Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин, лауреаты международных конкурсов, солисты нашего театра Павел Чикановский, Александр Сильвестров, народный артист России Николай Глазков, заслуженная артистка России Марина Новокрещенова, народная артистка России прима-балерина Татьяна Предеина, солисты балета Алена и Михаил Филатовы и многие другие, хор, оркестр нашего театра.
Режиссер концерта — Вадим Кейш, с которым я проработала все эти годы. Дирижер — Александр Матушкин. Жаль, что я не могу упомянуть всех, но, пользуясь случаем, заранее хочу поблагодарить тех, кто принимает участие в этом важном для меня событии.
— Во втором отделении нас ожидают сюрпризы? Ведь поклонники знают вас и как камерную певицу, исполнительницу романсов. И еще оперетта… В анонсе озвучено участие ансамбля «Ариэль». Расскажите, чем порадуете, удивите.
— Скажем так: программа второго отделения не будет столь академичной. Хотелось порадовать зрителей разнообразием. А сюрпризы на то и сюрпризы, заранее о них не говорю, но приглашаю всех в этот вечер в оперный театр.
— Чем заняты перед таким ответственным событием?
— Я только что приехала из Магнитогорска, где был первый фестиваль оперетты, пела Марицу в одноименной оперетте Имре Кальмана, очень люблю эту партию. Для меня Магнитогорский театр оперы и балета очень родной, в нем я начинала оперную биографию. Там ежегодно проходят оперные фестивали, в которых принимают участие многие известные мастера. Уровень очень высокий, хотя сам театр небольшой, но популярный, любимый, востребованный.
А перед этим был фестиваль в Сочи, где тоже побывало много оперных певцов. Хорошие голоса, но прослеживается тенденция: преобладает камерная музыка, концерты проходят в сопровождении рояля, небольших оркестров и собирают очень много слушателей. Раньше мне казалось, оперные певцы не стремились столь разнообразить жанры, сегодня в искусстве модерн и классика успешно присутствуют на сцене, а джаз звучит на органе. Как не согласиться с мнением классика: в музыке есть два жанра — хорошая и плохая. Меня всегда тянуло к исполнению романсов, которые в советское время были объявлены жанром «мещанским». А ведь сколько великих композиторов, поэтов сочиняли именно романсы.
Гости «Гостиной…»
— У романсов во все времена было немало защитников. В театре пользовалась успехом программа «Музыкальная гостиная», собиравшая много поклонников. Причем всегда была специальная тема, которая не повторялась. Это же ваше детище, просветительский, образовательный проект.
— Да, это было мое предложение, мой проект на протяжении пяти лет. Я представляла публике молодых солистов, представляла в теплой, неформальной обстановке. Атмосфера запоминалась. Гости и исполнители общались, задавали вопросы. Позже побывавшие на таких встречах зрители шли на спектакли в театр.
— Наталья, сегодня вы возглавляете кафедру сольного пения в Южно-Уральском институте искусств имени Чайковского. Что значит для певицы преподавательская деятельность?
— На самом деле очень интересная работа, я занимаюсь ею не первый год. Это очень живой, эмоциональный процесс, который тебя поглощает. Какой-то невероятный энергетический прилив, который заражает позитивом. Ты по-прежнему в профессии, а успехи учеников становятся и твоими. Мастер-классы, участие в жюри — это новые грани. Конечно, у каждой певицы есть партии «возрастные», и неизбежно в творческой биографии наступает момент, когда на смену приходит другое поколение. Время диктует свои правила. Сегодня как никогда, и во всех сферах.
На канале «Культура» реализуется проект «Большая опера». Это и конкурс, и мастер-классы. Мастера мирового уровня отмечают, что многие партии поют очень молодые вокалисты и прекрасно с этим справляются. Однако когда по телевидению транслировались мастер-классы, которые давали Елена Образцова, Тамара Синявская, Дмитрий Хворостовский, это действительно были настоящие спектакли. Одновременно учится и зритель. К тому же все великие мастера оперных сцен очень успешно пробуют себя в других жанрах.
— Что ждет ваших поклонников?
— По-прежнему встречи со мной. Просто изменится, как теперь говорят, их формат. В январе в концертном зале «Родина» состоится наш совместный рождественский концерт «Аве Мария» с народным артистом России органистом Владимиром Хомяковым. Готовлюсь к юбилею Рахманинова, очень люблю его романсы, не раз выступала со специальной программой. Концертная деятельность остается, меня приглашают для участия в концертах и в другие города, и за рубеж.
— Наталья, а что за персональная программа «Музыкальная гостиная Натальи Заварзиной»? О ней говорят.
— Как-то на гастролях в Европе я попала в ресторан, где звучала очень хорошая музыка. Увидев мое удивление, мне объяснили, что это не просто ресторанный зал, куда приходят случайные люди, а музыкальный, с хорошей акустикой, билетами, объявленными программами, профессиональными исполнителями. Это тип большого музыкального салона, которые в свое время были популярны и модны в Петербурге. Сегодня многое возвращается в нашу жизнь. Театральные залы большие, но не всегда же находятся тысячи поклонников для тех же романсов. А маленький — идеальное место. Такой салон есть и в Челябинске, куда меня приглашают и с программой, которая так и называется «Музыкальная гостиная Натальи Заварзиной». Меня радует, что зал с моей программой всегда полон.
— И все же «только раз бывает в жизни… бенефис»? Что чувствуете?
— Этот очень важный момент в жизни. И я хотела бы сказать, что благодарна судьбе за годы, проведенные в этих стенах. Людям, с которыми мне пришлось работать. Это мой первый директор Николай Кублицкий, дирижеры Сергей Ферулев, Андрей Лебедев, Антон Гришанин, Азат Максутов, режиссеры Георгий Миллер, Алексей Степанюк, Андрей Сергеев. Это мои коллеги — солисты, артисты оркестра, хора, мастера пошивочного, обувного цехов, осветители, звукорежиссеры, парикмахеры, костюмеры, монтировщики, все те, кто вносит свой вклад в создание спектаклей и программ. А точку в творчестве? Да рано еще ставить…
Поделиться