Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи

27 Февраля 2018 Автор: Лидия Старикова Фото: предоставлены Ириной Духиной
Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи «Красный трамвайчик и голубое небо» 1992 год, холст, масло

В выставочном зале Союза художников России начала работу художественная выставка «Метафизическая живопись Николая Черкасова». Куратор — искусствовед Ирина Духина. Представлены 58 произведений. Выставка продлится до 18 марта.

Духина-Ирина_искусствовед.jpgНа выставку меня пригласила Ирина Духина, с которой мы знаем друг друга многие годы по совместной работе, в том числе и арт-клубу «Шляпа». Причем позвала «не для печати», просто, чтобы поделиться любовью к работам мастера, подарить и мне частицу этого чувства. На мое «мне всегда нравилась его графика» она отреагировала неожиданно: «Ну почему все говорят сразу, что он график? Он же еще изумительный живописец…».

И это правда. Просто так сложилось, что признанный мастер графики, отличавшийся невероятной скромностью, всю свою жизнь просто выражал свое мироощущение в красках, как мы бы сказали «в стол», «для себя» так, как подсказывало чутье, как велело сердце, как не мог не писать. «Безнадежно современным художником» назвала его пресса, когда мастеру было 85 лет. Нельзя не согласиться: талант, дар Божий, вечные ценности не могут устареть, какие бы времена не наступали. На многих полотнах присутствуют синие горы. Ирина объясняет, что Николай Иванович любил малую родину, и всегда говорил: «синие горы как символ благодати».

Итак, выставка в преддверии столетия Николая Черкасова, которое будет отмечаться в следующем году. Представлены работы, у большинства которых «сложная судьба». Многие пострадали от пожара, который случился в мастерской художника двадцать лет назад. Когда видишь уже незаметные отреставрированные места повреждений от огня на полотнах, возникает необычное чувство благодарности не только к художнику, но и тем, кто приложил столько усилий, чтобы сохранить его работы. Неожиданно для себя начинаю задавать вопросы,  так получилось это интервью.

Черкасов_Лестница-в-Свердловске.jpgПо-прежнему неисчерпаемый?

— Ирина, сначала о выставке. Однажды известный журналист Ирина Моргулес назвала свой текст в нашей газете о художнике «Неисчерпаемый Черкасов». Но за пять лет после смерти Николая Ивановича ты делаешь уже шестую выставку. Действительно неисчерпаемый?

— На будущий год мы будем отмечать столетие художника. И я очень постараюсь сделать еще две выставки. Не помпезных. Отрадных и живых. И напишу, наконец, монографию, за отсутствие которой меня не корит разве что охрана в нашем выставочном зале. Не оправдываясь, скажу, что наиглавнейшей своей задачей считаю сохранность произведений и их публикацию. За эти годы в музейные и частные собрания дочерью художника и мной передано больше полутора тысяч единиц хранения. Надежнее всего люди могут оценить творчество художника на выставке. Потому и стараюсь. А наследие не то что «позволяет», его еще следующим поколениям искусствоведов изучать и изучать.

— Почему свою выставку ты показываешь сейчас? И почему метафизическая живопись?

— Вообще‑то  это глава моей книги. Мне необходимо было убедиться в присутствии в творчестве Николая Ивановича не только фантастичности, странноватости, но некоей высокой тайны. Эта живопись  для зрителя, умеющего думать и задавать себе вопросы. Почему вдруг в вечернем пейзаже из ниоткуда возникает яркий свет? Или другой пейзаж обретает эмоцию предчувствия беды? Вдруг огромный, плоско написанный всадник занимает всю плоскость изображения. А его конь, похожий на волка, мягко ступает по полукруглому горизонту с мелко намеченным силуэтом знаменитых городов. И прямо в изображение вводится текст из Апокалипсиса: «И тогда пришел другой конь, рыжий…». Так вкрадчиво приходит в мир война.

Дай Бог молодому автору такой силы чувствования, развития, такого ожидания и переживания чуда, какие были у 80-летнего, 90-летнего и 94-летнего Николая Ивановича. Это известный челябинский коллекционер Олег Петрович Малахов своей влюбленностью в Черкасова подтолкнул меня в правильном направлении.

Черкасов_Окно-в-космос.jpg— И снова о графике. Черкасов известен был всегда как мастер гравюры. О нем всегда писали в этой роли в превосходных степенях. При жизни называли его графику классикой. А почему все же так не говорили о живописи?

— Да потому что живопись свою художник почти не показывал, хотя занимался ею с 1950-х годов. Думаю, боялся непонимания. На выставке более половины произведений, которые не только зрители, но и его коллеги увидели впервые. По мере возможности Николай Иванович не открывал это почти никому. Лукаво комментировал, что «подслеповат стал для гравюры», называл свои работы картинками. Берег холст и писал лучшие свои произведения в масле и темпере то на картоне, то на фанере, а то и на простой бумаге. Он сам поддерживал миф о незначительности своих художественных занятий. И это была не скромность, это была абсолютная самодостаточность творческого человека. В нем никогда не было ни тщеславия, ни зависти, ни материальных амбиций. Он и в живописи создал свой узнаваемый мир и свой изобразительный язык.

Беседы с Эль Греко

— Ты хочешь сказать, что открыла для себя Черкасова, как живописца?

— Да, мне кажется, что его живопись даже волшебнее, таинственнее и драматичнее, чем его графика. В какой‑то момент своей жизни он обрел невероятную внутреннюю свободу, которая позволила ему «беседовать» с великими мирами Эль Греко, Шагала, Пикассо, Сутина, Лентулова без уничижений и претензий. В этом мире волжская Сызрань рифмовалась с мистическим Толедо, вид из окна мог превратиться в космическое видение, синие горы в пейзаже становились символом благодати, а бомбежка города Грозного с гибелью ценнейшей музейной коллекции была им пережита как событие апокалиптическое. Ну ты же сама видела…

— Что было самым трудным в работе над выставкой?

Черкасов_Электричество.jpg— Так денег надо было добывать, чтобы мыть, реставрировать, одевать в рамы около 80 работ. Я люблю, чтобы на экспозиции был выбор, всегда готовлю на треть больше работ, чем потом остается на стенах. Не все работы можно повесить рядом. Они могут и мешать друг другу. Могут «погаснуть», «спрятаться», лишиться лучших своих качеств.
 
—  Тебе кто‑то помогал?

—  Дочь художника Евгения Николаевна Черкасова конечно. Она всегда в курсе всех моих дел, сомнений, открытий, счастья и бед. Я очень благодарна за помощь художнику Геннадию Жихареву. Ну и моему родному Союзу художников в лице нашего председателя -художника Анатолия Костюка.

—  Слушай, Ира, это уже подвижничество. Представляю, сколько сил на это ушло. А семья твоя как реагировала?

—  Как сказал мне мой ненаглядный внук: «Бабушка, умеешь ты всю семью припахать!..»

—  Спасибо, что «припахала». И не только от меня.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

28.05.2018 | 14:31
Милосердный полк. Ветераны фронта и тыла нуждаются в особой опеке

«Мама, что такое тыл?» — этот вопрос задал Наталье Шариповой сын-школьник, когда она собиралась на встречу в центральную городскую библиотеку имени Пушкина, где на днях прошла встреча с тружениками тыла, организованная Советом ветеранов Центрального района Челябинска.

05.02.2018 | 09:45
За 2017 год к властям Челябинской области поступило более 200 тысяч обращений от южноуральцев

Ежегодно после новогодних каникул в управлении по работе с обращениями граждан правительства Челябинской области делается анализ тем и проблем, с которыми люди обращаются в органы исполнительной власти, местного самоуправления, общественные приемные губернатора региона. В минувшем году зарегистрировано 207 368 таких обращений.

Новости   
Спецпроекты