Колумб Южного Урала. Вышла книга о челябинском краеведе Александре Моисееве
Появлению этой книги, которая совпала с 80-летием ее героя, мы обязаны, прежде всего, соратнику Александра Павловича Моисеева — Ольге Карпенко, редактору издательства Челябинского педуниверситета.
Литературоведами и историками давно замечено: написать точную биографию о человеке невозможно. Один из современников запомнил его строгим и нелюдимым, у другого, напротив, он оставил лишь самые светлые воспоминания.
Может быть, отчасти и поэтому — дабы портрет нашего героя не стал однобоким — книга об Александре Павловиче Моисееве составлена букетом из 14 воспоминаний — совсем как сонет из 14 строк! Это 14 разных людей — писателей, журналистов, краеведов. Из чего вышло очень разножанровое полотно, для которого потрудились разные кисти и краски разных мольбертов.
Один из авторов книги вспоминает о ее герое, как о человеке своего времени, который еще в начале 60-х вкусил романтику поисков в геологической партии в Забайкалье. Другой был свидетелем того, как Моисеев на 20 лет окунулся с головой в журналистику, третий вспоминает о том, как взахлеб читали его исторические экскурсы на страницах «Комсомольца», «Вечерки», «Южноуральской панорамы», альманахов и сборников «Уральский следопыт», «Урал», «Просторы зовут», «Каменный пояс». Вспоминают о том, каким «строгим, но справедливым» был один из редакторов в Южно-Уральском книжном издательстве, главный редактор в издательствах «Рифей», «Абрис». Вспоминают его, как участника знаковой экспедиции «Синегорье» по изучению истории и природы Челябинской области.
Перу писателя принадлежит около полусотни (!) сборников о природе Урала. Им оставлен богатейший архив рукописей, говоря словами самого писателя, «целая Страна Неродившихся Книг»! Его по праву можно было бы назвать «Колумбом Южного Урала»: в 80-х он обошел пешком весь город, результатом чего стала книга «Память челябинских улиц». Он издал около сорока сборников по краеведению Урала, был инициатором создания и первым председателем областного общества краеведов. Неслучайно и сама книга так названа — «Колумб челябинского краеведения». Кто‑то был очарован его «Сказочным островом», прибавляя к автору лестный эпитет «Уральский Андрей Платонов».
Известный челябинский журналист Юрий Вишня замечает, что он, Моисеев, будучи лауреатом всех самых престижных журналистских и краеведческих премий, по какой‑то причине не отмечен званием «Заслуженный работник культуры», хотя и без звания понятно, насколько весом его вклад в нее.
Анатолий Белозерцев вспоминал, что Моисеева собирались принять в Союз писателей России, да не успели — вначале болезнь Александра Павловича помешала, а потом и сама смерть подошла. Но в день похорон его друзья и соратники по перу, прощаясь с ним, принесли венок от писателей Южного Урала, тем самым как бы приняв его в свою творческую семью.
Сердце этого удивительного человека остановилось 14 октября 2013 года. Его 75-летие совпало с поминальным сороковым днем. Но в памяти всех тех, кому довелось работать и общаться с ним, остался неутомимый труженик пера. И в те траурные дни, наверное, и стала рождаться мысль о том, что человек, посвятивший родному краю десятки книг, сам достоин того, чтобы написали и о нем.
фото из книги «Колумб челябинского краеведения»
Чудовищно несправедливо, но он не дожил лишь нескольких дней до того, как увидела свет его удивительная книга «Друзей моих прекрасные черты…» — так тепло отзывается автор о своих современниках.Ирина Золотова вспоминала, что «на его рабочем столе не было ничего лишнего — рукопись, допотопная чернильница-непроливашка, ручка с пером времен начальной школы, телефон. Да, еще стакан с подстаканником». Вспоминала, каким он был заядлым, даже страстным садоводом, а еще — личностью со своими принципами и убеждениями. Как он сам говорил: «Я нинаандреевец», недвусмысленно намекая на ту самую Нину Андрееву, выступившую в печати со статьей «Не поступлюсь принципами». Вот и Александр Павлович никогда не поступался принципами…
Поделиться