Мусульманские кладбища Челябинской области могут стать объектами культурного наследия
С 2013 года изучено 125 мусульманских кладбищ в семи районах Челябинской области. Таков итог работы экспедиционного отряда под руководством начальника отдела заповедного режима заповедника «Аркаим» Юрия Макурова.
Об этом сами ученые рассказали журналистам в областном пресс-центре «Гранада Пресс». По словам Юрия Макурова, юг Челябинской области — это многонациональная территория, где исповедуются преимущественно христианство и ислам. И это исторически вполне объяснимо, поскольку степи Зауралья оказались не только пограничной зоной между двумя крупными странами Евразии — Россией и Казахстаном, но и территорией формирования культур многих современных народов России. И погребальные комплексы можно считать неотъемлемой частью культуры этих народов.
Основные формы мусульманских надмогильных сооружений, следы которых до сих пор сохранились, формируются в Урало-Казахстанском регионе примерно в XIV веке, то есть в период исламизации региона, когда на смену языческому погребальному обряду с его курганами приходят мусульманские традиции с надмогильными конструкциями.
Наиболее ярко архитектурные формы подобных погребальных сооружений проявляются на территории Западного Казахстана. Впрочем, и на территории Челябинской области есть замечательный образчик ранней монументальной архитектуры XV века — мавзолей Кесене в Варненском районе.
По словам Юрия Макурова, уже начиная с 1940-х годов появляются надгробия, изготовленные из бетона, в это же время арабское письмо постепенно сменяет кириллица. В 1960-1980-х годах бетонные надгробия с кириллическими текстами составляют около 90 % всех надгробий. При этом практически полностью утрачивается их архаичный облик. Новые плиты уже ничем не отличаются от христианских надгробий, за исключением наличия коранических формул в текстах и изображений символов ислама — полумесяца или минаретов.
Юрий Макуров обращает внимание на то, что казахское население Челябинской области — это представители среднего и младшего жуза. И именно у мусульман-казахов до сего дня важную роль в социальной жизни играет генеалогическая родословная (шежире). Поэтому тексты надгробий становятся уникальным источником по расселению казахских родов на территории Челябинской области. К настоящему времени уже изучено содержание текстов более тысячи надгробий, относящихся к периоду с 1940-х годов, с текстами, выполненными на кириллице. Проведенный анализ позволил создать генеалогическую схему родов, родовых подразделений и отделений казахов, проживающих на территории юга Челябинской области. Ученые намерены в будущем приступить к переводам более ранних арабографичных надгробий.
Однако многим объектам угрожает хозяйственная деятельность. Уже сегодня на старых заброшенных мусульманских кладбищах ограды зарастают травой и кустарником, надгробия ломаются и уходят под землю. В этой связи Юрий Макуров вместе со своими коллегами выражает опасение, что многие памятники уже в скором времени могут оказаться полностью утраченными. Между тем ученые убеждены, что многие кладбища достойны быть объектами культурного наследия и должны охраняться государством.
Поделиться