Переучивать или доучивать. Почему челябинские вузы приглашают на лекции работодателей

17 Февраля 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Переучивать или доучивать. Почему челябинские вузы приглашают на лекции работодателей


Это позволяет вузам скорректировать образовательные программы в соответствии с реальными трудовыми условиями и необходимостью. Такого мнения придерживаются и на федеральном уровне.

Как известно, в последние годы значительные перемены претерпела система образования в средних специальных учебных заведениях. Так, в колледжах и техникумах 70 % обучения сегодня посвящено производственной практике и лишь 30 % — теории. В то время как в ряде классических, агроинженерных и технических вузов ситуация обратная: большую часть времени студенты проводят в стенах аудиторий. Практика только летняя, и нередко отчеты по ней формальные. Да и сами работодатели часто нелестно отзываются о подготовке молодых специалистов, не имеющих практических навыков.

Котюков-Михаил-министр.jpg Стоит ли ожидать качественных перемен в системе высшего образования в ближайшей перспективе? Этот вопрос журналист «Южноуральской панорамы» адресовала министру науки и высшего образования РФ Михаилу Котюкову во время «Делового завтрака», организованного медиацентром «Российской газеты».

 — Да, по некоторым направлениям высшего образования действительно существует проблема, заключающаяся в несоответствии ожиданий работодателей и фактических знаний выпускников. Она может быть решена в первую очередь вовлечением работодателей в учебный процесс. И современные образовательные стандарты как раз позволяют профессиональному сообществу и вузам работать в тесной связке, — комментирует Михаил Котюков. — Взаимодействие объединения работодателей и научно-педагогического состава высших учебных заведений позволяют скорректировать образовательную программу в соответствии с реальными трудовыми условиями и необходимостью. Кроме того, на этапе разработки образовательной программы работодатель может выполнять прогностическую функцию, заключающуюся в информировании о потребности рынка в специалистах той или иной области. В дальнейшем во время реализации учебной программы работодатели могут непосредственно принимать участие в образовательном процессе. Оно может иметь различные формы: предоставление мест для прохождения стажировки, внедрение внешних механизмов оценки качества образования, организация олимпиад, производственных лекций, мастер-классов, преподавание и другие способы сотрудничества с вузами.

 Надо отметить, что в Челябинской области есть несколько примеров такого тесного взаимодействия между работодателями и учебными заведениями. Активно включаются в учебный процесс ведущих вузов региона, дабы сформировать кадровый задел, ПАО «ММК», ЧТПЗ, ПО «Маяк», АО «КОНАР». Они с радостью приглашают студентов на оплачиваемые стажировки, выдают именные стипендии, проводят практикумы. Однако эти примеры эксперты называют лишь каплей в море. Большинство же работодателей предпочитают быть в стороне от учебного процесса и не привыкли заглядывать в кадровое будущее. Связано это в первую очередь с тем, что какие-либо договорные обязательства с альма-матер обременительны для них с финансовой точки зрения.

 Смирнов-Владислав-начальник-главного-управления-по-труду-и-занятости-населения-Челябинской-области.jpg— Когда работодатель садится за калькулятор и начинает считать, сколько нужно создать рабочих мест, чтобы взять студентов, сколько сотрудников к ним приставить, сколько будет стоить дополнительная финансовая поддержка в виде именных стипендий талантливым учащимся, сколько стоит провести собственную олимпиаду с фондом, то получает цифру с шестью нулями, — поясняет начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов. — При этом никто не дает гарантии, что студенты, в которых работодатель вложится, останутся на производстве. Тратить же миллионы, чтобы просто заинтересовать, предприятия не готовы. Гораздо охотнее они идут на сотрудничество при целевом наборе.

 По мнению региональных экспертов, без законодательного регулирования в этом вопросе не обойтись. Сейчас вся общественность в ожидании новых стандартов образования для высшей школы, которые, по заверению федеральных чиновников, должны появиться в ближайшей перспективе. Возможно, именно они обяжут руководство вузов заключать соглашения с работодателями и вести тесное взаимодействие. Пока же все это носит добровольный порядок. В свою очередь предприятия, вовлеченные в учебный процесс, смогут получить четко выстроенную стратегию в своей кадровой политике на десятилетие вперед.

 Напомним, что губернатор Борис Дубровский предложил устраивать на южноуральских предприятиях дни профориентации. Об этом он заявил по итогам встречи со школьниками, которые побывали с экскурсией на Челябинском цинковом заводе в рамках профориентации. По словам главы региона, проект «День без турникета» должен стать востребованным и полезным для школьников. С его помощью ребята увидят новые возможности для будущей карьеры, а их на Южном Урале множество — и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Вчера | 17:23
Челябинцы стали брать на покупку автомобиля более серьезные автокредиты

Национальное бюро кредитных историй подвело итоги пяти месяцев на отечественном рынке автомобильных кредитов.

Вчера | 17:05
Челябинцы начали чаще интересоваться работой в полиции

Самым популярным у южноуральцев стал запрос о службе в МВД.

11.07.2019 | 17:29
Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами

У Роспотребнадзора есть месяц, чтобы продумать меры по ограничению использования телефонов в школах.

05.07.2019 | 11:47
Педагог из Челябинска Галина Черныш не признает старости и в 80 лет учит детей

Учитель русского языка и литературы Галина Черныш из Челябинска, наверно, могла бы быть лидером программы активного долголетия. На пенсию 80-летний педагог вышла только год назад, но даже в таком почтенном возрасте не смогла прожить ни секунды без дела. Каждый день недели Галина Сергеевна расписала по часам и минутам.

Новости   
Спецпроекты