Уроки труда. В Челябинске выбирать профессию предлагают уже в детском саду

23 Октября 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: из архива редакции
Уроки труда. В Челябинске выбирать профессию предлагают уже в детском саду


Знакомить ребятишек с миром будущих профессий специалисты планируют начинать с дошкольного возраста.

Инициатива и самостоятельность

Новый документ, разработанный в муниципальной системе образования, рассчитан до 2021 года и призван помочь школьникам не только определиться с выбором будущей специальности, но и обеспечить готовность к постоянному обучению, получению новых знаний и навыков в течение всей жизни.

— Мы должны донести до каждого учащегося полную информацию о том, какая инфраструктура существует в нашем городе и регионе в целом, какие профессии востребованы, — комментирует один из разработчиков концепции, заместитель председателя комитета по делам образования Лариса Манекина. — Если коротко, то суть концепции в том, чтобы формировать у ребенка навыки будущего, при этом не только давать ему знания и формировать компетенции, но и воспитывать личные качества, которые помогут быть успешным. Сейчас перед нами стоит задача обеспечить новое качество профориентационной работы в образовательных организациях города. Речь идет о содержательном, организационном и научно-методическом обеспечении, о готовности педагогических работников результативно осуществлять профессиональную ориентацию учащихся. В связи с этим в рамках третьего форума «Новое поколение выбирает», который на днях прошел в Челябинске, была организована деятельность проектных групп в форме форсайт-сессии. В ходе их работы педагоги обозначили планируемые результаты и механизмы для формирования мотивирующей, развивающей среды самоопределения обучающихся.

Существуют разные мнения относительно того, когда нужно начинать профориентационную работу с ребенком. Концепция, разработанная в Челябинске, учитывает в том числе и воспитанников детсадов.

— Дело в том, что в дошкольном возрасте закладывается умение общаться, формируются внимание, память, мышление. Этот период — самый благоприятный для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, — поясняет Лариса Манекина. — Поэтому концепция затрагивает дошкольный возраст, но в ней мы делаем акцент не на саму профориентацию как таковую, а на создание условий для позитивной социализации воспитанников и развитие в них необходимых качеств и навыков на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— В ходе совместных обсуждений с педагогами мы пришли к выводу, что речь идет о формировании социального интеллекта, о начальном ориентировании ребенка в мире профессий путем сюжетно-ролевых игр, об элементарном опыте трудовой деятельности, когда дети учатся планировать свои трудовые действия, а также о воспитании уважения к людям труда, — приводит примеры главный специалист отдела обеспечения дошкольного образования комитета по делам образования Челябинска Татьяна Баталова. — Поэтому важно, чтобы в детских садах создавалась современная развивающая предметная среда, способствующая достижению поставленных задач.

«Примерка профессий»

В начальной школе согласно профориентационной концепции акцент будет делаться на проектной деятельности учащихся. В этой связи идет подготовка методических рекомендаций по использованию эффективных образовательных технологий, направленных на развитие логико-математических навыков и способности восприятия и анализа информации для разных категорий обучающихся.

— Что касается учащихся 8-10 классов, то здесь важно, чтобы была создана система профориентационных проб. Планируется, что школьники на базе учреждений профобразовния будут «примерять» на себя ту или иную профессию. На данный момент 10 челябинских школ начали сотрудничество с учреждениями среднего профобразования, — подчеркнула Лариса Манекина.

Как заявляют разработчики концепции, по итогу каждый учащийся получит индивидуальный маршрут развития, в рамках которого будет четко понимать, какие навыки у него развиты, а каких недостает, чтобы пойти в ту или иную сферу деятельности.

По мнению директора челябинской гимназии № 1 Дамира Тимерханова, при реализации концепции также важно понимать, какие институты влияют на профориентацию детей. И первоочередным в этом списке стоит семья.

— Педагогам нужно работать с семьями учащихся, привлекать к профориентационной работе. К примеру, в нашей гимназии есть проект «17 мгновений семьи», согласно которому мы знакомимся с очень интересными родителями, которые реализовались в профессии и готовы поделиться секретом успеха и другими своими мыслями с учениками.

Сегодня | 14:18
Жизнь на свободе. В Челябинской области помогут детям, десять лет прожившим взаперти

Чтобы таких вопиющих случаев больше не повторялось, в Челябинской области со следующего года начнет работу участковая социальная служба.

Вчера | 09:43
Музейный гид. Почему в Сатке магнезит стал главным экспонатом

Все знают название этого ценного минерала и знаменитого завода в Сатке.

08.11.2019 | 12:04
Да будут дети. Как на Южном Урале борются с бесплодием

В Челябинской области насчитывается около 17 % бесплодных пар и, несмотря на усилия докторов, их число с каждым годом растет. Чтобы подарить шанс женщинам стать матерью, в регионе активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. Самая распространенная из них — ЭКО. Однако вокруг нее в последнее время ходит немало слухов.

01.11.2019 | 15:06
За парту с коляской. На Южном Урале молодых мам будут учить новым профессиям

Со следующего года в рамках нацпроекта «Демография» в Челябинской области стартует программа по бесплатному обучению молодых мам. Они смогут восстановить свои навыки или обучиться новым востребованным профессиям. А сейчас бесплатное обучение проходят граждане предпенсионного возраста. В этом году за парты сели более 1000 студентов старше 50 лет.

Новости   
Спецпроекты