Уроки труда. В Челябинске выбирать профессию предлагают уже в детском саду

23 Октября 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: из архива редакции
Уроки труда. В Челябинске выбирать профессию предлагают уже в детском саду


Знакомить ребятишек с миром будущих профессий специалисты планируют начинать с дошкольного возраста.

Инициатива и самостоятельность

Новый документ, разработанный в муниципальной системе образования, рассчитан до 2021 года и призван помочь школьникам не только определиться с выбором будущей специальности, но и обеспечить готовность к постоянному обучению, получению новых знаний и навыков в течение всей жизни.

— Мы должны донести до каждого учащегося полную информацию о том, какая инфраструктура существует в нашем городе и регионе в целом, какие профессии востребованы, — комментирует один из разработчиков концепции, заместитель председателя комитета по делам образования Лариса Манекина. — Если коротко, то суть концепции в том, чтобы формировать у ребенка навыки будущего, при этом не только давать ему знания и формировать компетенции, но и воспитывать личные качества, которые помогут быть успешным. Сейчас перед нами стоит задача обеспечить новое качество профориентационной работы в образовательных организациях города. Речь идет о содержательном, организационном и научно-методическом обеспечении, о готовности педагогических работников результативно осуществлять профессиональную ориентацию учащихся. В связи с этим в рамках третьего форума «Новое поколение выбирает», который на днях прошел в Челябинске, была организована деятельность проектных групп в форме форсайт-сессии. В ходе их работы педагоги обозначили планируемые результаты и механизмы для формирования мотивирующей, развивающей среды самоопределения обучающихся.

Существуют разные мнения относительно того, когда нужно начинать профориентационную работу с ребенком. Концепция, разработанная в Челябинске, учитывает в том числе и воспитанников детсадов.

— Дело в том, что в дошкольном возрасте закладывается умение общаться, формируются внимание, память, мышление. Этот период — самый благоприятный для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, — поясняет Лариса Манекина. — Поэтому концепция затрагивает дошкольный возраст, но в ней мы делаем акцент не на саму профориентацию как таковую, а на создание условий для позитивной социализации воспитанников и развитие в них необходимых качеств и навыков на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— В ходе совместных обсуждений с педагогами мы пришли к выводу, что речь идет о формировании социального интеллекта, о начальном ориентировании ребенка в мире профессий путем сюжетно-ролевых игр, об элементарном опыте трудовой деятельности, когда дети учатся планировать свои трудовые действия, а также о воспитании уважения к людям труда, — приводит примеры главный специалист отдела обеспечения дошкольного образования комитета по делам образования Челябинска Татьяна Баталова. — Поэтому важно, чтобы в детских садах создавалась современная развивающая предметная среда, способствующая достижению поставленных задач.

«Примерка профессий»

В начальной школе согласно профориентационной концепции акцент будет делаться на проектной деятельности учащихся. В этой связи идет подготовка методических рекомендаций по использованию эффективных образовательных технологий, направленных на развитие логико-математических навыков и способности восприятия и анализа информации для разных категорий обучающихся.

— Что касается учащихся 8-10 классов, то здесь важно, чтобы была создана система профориентационных проб. Планируется, что школьники на базе учреждений профобразовния будут «примерять» на себя ту или иную профессию. На данный момент 10 челябинских школ начали сотрудничество с учреждениями среднего профобразования, — подчеркнула Лариса Манекина.

Как заявляют разработчики концепции, по итогу каждый учащийся получит индивидуальный маршрут развития, в рамках которого будет четко понимать, какие навыки у него развиты, а каких недостает, чтобы пойти в ту или иную сферу деятельности.

По мнению директора челябинской гимназии № 1 Дамира Тимерханова, при реализации концепции также важно понимать, какие институты влияют на профориентацию детей. И первоочередным в этом списке стоит семья.

— Педагогам нужно работать с семьями учащихся, привлекать к профориентационной работе. К примеру, в нашей гимназии есть проект «17 мгновений семьи», согласно которому мы знакомимся с очень интересными родителями, которые реализовались в профессии и готовы поделиться секретом успеха и другими своими мыслями с учениками.

Сегодня | 09:41
Проверка за рулем. Алексей Текслер проинспектировал челябинские дороги

Осень — это пора, когда нужно подводить итоги. Одни считают, сколько выкопали картошки, другие — сколько дорог облачили в новый асфальт. Дорогам и была посвящена очередная рабочая поездка губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Однако формат был не вполне обычен.

Вчера | 13:09
Двойник из «облака». Покорят ли разработки челябинских программистов Голливуд

Проект «Цифровой двойник» челябинских программистов в прошлом году произвел фурор в Токио на Международной выставке Steelie awards. Японцы были в восторге от виртуальной модели трубопрокатного производства, и запущенный в Поволжье пилотный IT-проект PL-Twin был признан одним из лучших.

21.10.2019 | 13:38
Дипломы на экспорт. Как сделать Южный Урал привлекательным для иностранных студентов

Количество зарубежных студентов в южноуральских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое. Такую цель преследует нацпроект «Образование». Однако на пути к ней стоит ряд барьеров.

17.10.2019 | 10:43
Студенты за пятьдесят. На Южном Урале будущие пенсионеры мечтают стать веб-дизайнерами

Южноуральцы предпенсионного возраста вновь сели за парты вузов и колледжей. «Серебряные» студенты обучаются на модных и востребованных специальностях по стандартам WorldSkills и не уступают в прилежности молодым учащимся.

Новости   
Спецпроекты