Вздохнуть свободно. В Челябинске проверят новые экологические квоты

15 Апреля 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вздохнуть свободно. В Челябинске проверят новые экологические квоты


В Минприроды РФ завершена разработка законопроекта, запускающего механизм квотирования загрязняющих выбросов.

В порядке эксперимента экоквоты должны быть введены в 12 городах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске и Чите.

Как сообщает kommersant.ru, в ходе работы над документом федеральные контрольно-надзорные органы были наделены всей полнотой контроля над квотной политикой и ее финансированием, хотя в первоначальной редакции эти функции предлагалось отдать на региональный уровень.

Напомним, что в первой версии законопроекта полномочия по определению перечня квотируемых объектов, виды квот по загрязняющим веществам и определение ПДК были отнесены к компетенции региональных властей.

— С этим законопроектом, разработанным в минэкологии нашего региона, область в свое время вышла на федеральный уровень, — сообщил начальник управления экологического просвещения, работы с обращениями граждан и документооборотом минэкологии Челябинской области Виталий Безруков. — Но он не прошел экспертизу, и новый вариант документа разработан в Минприроды РФ. В нем полномочия стали прерогативой Росприроднадзора РФ. А федеральный Роспотребнадзор проведет расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях, где проводится эксперимент, и определит перечень загрязняющих веществ, приоритетных для квотирования.

Согласно первой версии законопроекта, в случае если предприятие не укладывается в квоту, то оно должно провести комплекс природоохранных мероприятий, чтобы поэтапно уложиться в установленный норматив. А теперь промышленники будут должны реализовывать «компенсационные» мероприятия, перечень которых должен быть сформирован уполномоченным органом субъекта РФ.

Кроме того, во второй версии подготовленного в Минприроды законопроекта о квотировании выбросов появилось понятие системы сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах. Эти расчеты будут основываться не на предельно допустимых концентрациях выбросов, а на общих допустимых объемах на основании данных стационарных и передвижных источников о загрязнении атмосферы. Причем квоты на допустимые выбросы должны распределяться между всеми загрязнителями населенного пункта.

 — Это очень нужный и важный, особенно для нашего региона, законопроект, — считает член Общественных палат РФ и Челябинской области Феликс Панов. — Он разрабатывался по поручению президента России Владимира Путина, который в своих майских указах назвал неблагополучные в экологическом плане регионы. Правда, против жестких требований нового варианта законопроекта поначалу высказались представители Российского союза промышленников и предпринимателей. Они лоббируют интересы крупного бизнеса, который не спешит вкладывать деньги в экологию, без чего приходится снижать объемы производства. Но им придется пойти на эти расходы, ведь здоровье людей дороже. А на региональном уровне уже принят так называемый «закон экологической совести», который предоставляет предприятиям, модернизирующим производство и снижающим выбросы, ряд налоговых и прочих льгот.

Причем, как считает общественник, неважно, чья это будет «зона ответственности» — областного минэкологии или федерального Росприроднадзора. В любом случае это общая проблема, которую нужно решать на межведомственной основе, ориентируясь на данные Росгидромета и передвижных лабораторий о состоянии воздуха в прилегающих к заводам жилых массивах. Впрочем, наши депутаты Госдумы в ходе обсуждения могут внести в законопроект свои предложения, учесть и возможный вклад региона.

По словам Феликса Панова, в это могут внести свою лепту и общественники, например, из движений «Время Че», «АнтиСмог», которые проводят свой мониторинг состояния атмосферы. По их мнению, кроме учета загрязнения воздуха предприятиями нужно «брать в зачет» и выбросы автотранспорта.

Правда, если в Москве на его долю приходится 90 % загрязнения атмосферы, то в Челябинске — 30-35 %. И все же это серьезные цифры, и неслучайно врио губернатора Алексей Текслер на днях поставил задачу постепенно «вывести из оборота» устаревшие маршрутки-«газели», восполнив нишу пассажироперевозок за счет обновления общественного транспорта, работающего на экологически чистом газомоторном топливе.

Добавим, что президент РФ дал поручение принять закон о квотировании выбросов уже в весеннюю сессию работы Госдумы, и есть надежда, что уже скоро челябинцы смогут вздохнуть свободно.

Вчера | 16:13
Крестный ход в центре Челябинска собрал около трех тысяч человек

После молебна перед собравшимися выступил митрополит Челябинский и Миасский Григорий.

Вчера | 16:07
Угнавший машину родителей челябинский школьник погиб в ДТП

15-летний водитель «Приоры» скончался на месте аварии, его приятеля увезли в больницу.

Вчера | 16:07
Угнавший машину родителей челябинский школьник погиб в ДТП

15-летний водитель «Приоры» скончался на месте аварии, его приятеля увезли в больницу.

Вчера | 15:16
Челябинские аграрии сомневаются в перспективах органического земледелия на Южном Урале

По мнению фермеров, рынок экологически чистых продуктов еще не созрел для неподъемного роста цен.

Новости   
Спецпроекты