Челябинские педагоги знают, какими должны быть сельские школы
Южноуральцы представили свой проект о сельских школах на Московском международном салоне образования.
Напомним, Московский международный салон образования является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования, площадкой привлечения внимания российского и иностранного бизнеса к участию в российском образовательном процессе, в том числе в форме государственно-частного партнерства. Как и в прошлые годы, на нем была организована самая масштабная выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений от российских регионов. Челябинская область была представлена двумя стендами. Так, разработки в высшем образовании представил Южно-Уральский университет. Система среднего общего образования была представлена на выставке национальным проектом «Энциклопедия сельских школ России».
— Честно говоря, было обидно, что так мало представителей от Челябинской области приняло участие в таком масштабном мероприятии, — делится впечатлениями один из участников ММСО, руководитель национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» Николай Махнев. — В то же время отрадно, что впервые на шестом ММСО проблеме развития сельских школ было посвящено так много времени и внимания, наконец-то пошел разговор о сельской школе как об отдельном образовательном тренде. Это стало возможно благодаря активной позиции в этом вопросе директора ММСО Максима Казарновского.
На одной из проектных сессий, в которой, в частности, участвовали сельские школы Оренбургской, Курганской областей и Подмосковья, представитель от Челябинской области Николай Махнев познакомил со своим проектом «Драйверы развития сельских школ».
— Я обозначил, что при сегодняшней схеме финансирования по сметному или подушевому принципу, сельская школа фактически не имеет каких-либо ресурсов для развития. Помочь школе развиваться и быть социально активной могло бы активное взаимодействие с городскими общеобразовательными организациями. Это может быть обмен методиками и экскурсионными или туристическими программами. Такие единичные примеры уже есть. Например, Новокаолиновская школа Карталинского района проводила для московских учеников школы № 1465 имени адмирала Кузнецова пятидневную эколого-туристическую экспедицию, — рассказывает Николай Махнев.
По его мнению, сельские учебные заведения с окружающими их природными красотами могли бы послужить идеальной базой для развития круглогодичного детского событийного туризма. Для этого есть все: отапливаемые просторные здания, душевые и столовые, нет только законодательной базы. В то же время вырученные средства за питание и проживание приезжих школьников (которое, разумеется, было бы копеечное, но в совокупности принесло бы школе сотни тысяч) могли пойти на развитие инфраструктуры школы и зарплату педагогов.
— Кроме того, сельская школа могла бы выращивать для городской линейку продуктов. Дело в том, что сегодня ряд сельских школ имеют свои огороды, но из-за препон в законе не могут выращенную продукцию использовать в своих столовых, а также предлагать на сбыт. Поэтому развитие социального предпринимательства, взаимодействие школ с некоммерческими организациями, которые могли бы стать инвесторами в этой деятельности, еще один драйвер развития учебных заведений из глубинки, — уверен Николай Махнев. — Также нами было предложено создать фонд президентских грантов для выбора вариантов развития сельских школ, будь то туризм, агронаправление или культура, и законодательно отделить и закрепить понятие «сельская школа». Кстати, присутствующие на сессии директора сельских школ меня в этих вопросах поддержали.
Сейчас организаторы ММСО готовят резолюцию по итогам всех обсуждений, которую затем направят в Министерство просвещения РФ.
Поделиться