Челябинские ученые придумали новый метод моделирования лекарств

13 Мая 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт ЮУрГУ
Челябинские ученые придумали новый метод моделирования лекарств

Ноу-хау позволит на два года ускорить создание медицинских препаратов.

«Башмачок Золушки»

Три года назад «ЮП» писала о прорывном открытии челябинских ученых, которые разработали IT-технологию, в десятки раз ускоряющую создание лекарств с заранее заданными свойствами. Авторы воспользовались выдвинутой еще Нильсом Бором идеей комплементарности: наилучшее лекарство должно подходить ферментам и рецепторам в организме человека. Это такой виртуальный аналог препарата, к которому можно «примерять» будущие лекарства, моделируя их лечебные свойства. Открытие назвали «Башмачок Золушки».

Теперь ученые пошли дальше и применили так называемые сеточные методы оценки молекулярного интериора — внутреннего строения молекулы, позволяющие исследовать ее структуру и влияние на организм. О результатах исследований они рассказали в статье, недавно опубликованной в высокорейтинговом научном журнале Current Medicinal Chemistry, входящем в наукометрическую базу Scopus.

«Главная особенность разработанных нами новых методов конструирования лекарств — замена в молекуле атомов, блокирующих терапевтическое действие, другими, способствующими излечению, — говорит руководитель лаборатории компьютерного моделирования лекарственных средств ЮУрГУ Владимир Потемкин. — Результаты заносим в программу, которая их использует для прогнозирования свойств будущих лекарств.

Для этого исследователи применили метод виртуального дизайна — создание молекулы, которую как бы вкладывают в атомарное поле «Башмачка Золушки». Если она впору, можно создавать новое лекарство, тестировать и проводить клинические испытания.

Сегодня на создание новых лекарств уходит около 10-12 лет, а компьютерное моделирование, по расчетам, ускорит этот процесс минимум на два года. В разы снизятся и расходы на создание препаратов, на каждый из которых уходит в среднем миллиард долларов.

Лекарства, которые не калечат

Не менее ценное преимущество «Башмачка Золушки» — устранение токсичности и тяжелых побочных эффектов лекарств.

«Одна из главных проблем фармации — это высокая токсичность и аллергенность лекарств, — отмечает Владимир Потемкин. — Они что-то лечат, а другое калечат. Избежать этого во многом поможет наш метод компьютерной диагностики свойств молекулы, которую можно изучать и снаружи, и изнутри. Идея в моделировании этих свойств, прогнозировании поведения лекарственных средств. Добавлю, что исследования мы проводим с применением уникального программного обеспечения, разработанного научными сотрудниками нашей лаборатории. С его помощью можно выявлять взаимосвязи между биологической активностью и молекулярной структурой лекарств, их закономерности и, как из кирпичиков, выстраивать из отдельных элементов будущие медпрепараты.

По словам Владимира Потемкина, в лаборатории компьютерного моделирования лекарств разработаны уникальные аналитические методы интегрирования, к примеру, квантовый свободно-орбитальный подход.

«В отличие от традиционных квантовых методов, при которых на считывание молекулярных данных уходит несколько дней, мы можем даже гигантскую молекулу белка исследовать всего за несколько минут», — сообщил ученый.

В лаборатории не только моделируют виртуальные формулы, но и синтезируют лекарства. Для этого ученые сотрудничают с коллегами из Делийского университета Индии, и уже получены обнадеживающие результаты. К примеру, созданы противомалярийные средства с очень ценными лечебными свойствами.

«Кроме того, сотрудничаем с лабораторией геномных и постгеномных исследований в ЮАР, где создают лекарства не против последствий, а для предупреждения причин болезней, — подытожил Владимир Потемкин. — Также совместно с немецким Центром Гемгольца проводим исследования биоактивности медпрепаратов. Планируем проводить и комплексное виртуальное моделирование ферментов и лекарств, исследовать электронные свойства лекарственно-ферментных систем, от взаимодействия которых во многом зависит излечение от болезней».

На Южном Урале синоптики прогнозируют мокрый снег и грозы

Порывы ветра могут достигать 15 метров в секунду.

На Южном Урале вдвое выросла господдержка модернизации АПК

Около 600 млн рублей выделены по решению губернатора Алексея Текслера.

На Южном Урале вдвое выросла господдержка модернизации АПК

Около 600 млн рублей выделены по решению губернатора Алексея Текслера.

На Южном Урале выстроили эффективную систему противодействия терроризму

Алексей Текслер нацелил чиновников и правоохранителей на эффективную работу по предупреждению угрозы.