Историки полагают, что Челябинск мог стать этнической деревней
Первых жителей челябинского форпоста хотели переселить в Еткульскую крепость
В этой связи руководитель фонда содействия сохранению культурного наследия «Южный Урал» Гаяз Самигулов приводит отрывок из письма командира Сибирского драгунского полка, полковника И. Арсеньева от 16 июня 1737 года. В нем он писал от «озера Эккуль»: «Не соизволено ль будет по построении при озере Эккуль новой крепости и по переводе в тое из Челябинской людей и протчаго, ту крепость за опасностию от воров башкирцов отдать им месчерякам, а у обывателей дворы и пашенные места могут они ж купить». В ответе ему было рекомендовано: «С показанными в том доношении мещеряками учинить вам усмотря наилутчие способы от безопасности по своему благо изобретению».
Напомним, что упоминаемые в документе мещеряки — это этносословная группа служилого населения, основу которой составляли мишари — тюркская этническая группа, которая сформировалась в Верхнем Поволжье (часть территорий нынешних Республики Мордовии, Пензенской и Нижегородской областей). В XVI — начале XVIII века большие группы служилых мещеряков оказались на Южном Урале. В Южном Зауралье мещеряки проживали в нескольких деревнях. В ходе восстания 1735-1737 годов мещеряки поддержали правительство и, соответственно, оказались в состоянии конфликта с большей частью башкир, принимавших участие в восстании.
Но любопытно другое: сама формулировка в письме «по переводе в тое из Челябинской людей и протчаго» показывает, что судьба Челябинской крепости была фактически решена: людей из нее действительно предполагалось перевести в Еткульскую крепость. Затем Арсеньев предлагал крепость отдать для заселения мещеряками. Но этот вариант, по счастью или нет, не был реализован. И Челябинская крепость все-таки осталась заселенной казаками. Не случись этого, возможно, судьба нашего города сложилась совсем иначе.
Поделиться