Ровно 85 лет назад машины с маркой «ЧТЗ» отправились в легендарный «Снежный поход»

31 Января 2021 Автор: Дмитрий Морев Фото: предоставлено Музеем ЧТЗ
Ровно 85 лет назад машины с маркой «ЧТЗ» отправились в легендарный «Снежный поход»

Участвовавшие в грандиозной экспедиции челябинские трактора при температуре минус 50 градусов прошли две тысячи километров по суровым просторам февральской Якутии.

За несколько месяцев до этого караван судов двигался по Северному морскому пути с жизненно важным грузом для таежного региона. Однако реку Лену сковал лед, и караван оказался взаперти. Жители множества поселков были почти обречены на голодную смерть, оставшись без хлеба, муки, консервов и сахара.

Спасти замерзший караван вызвались около 200 челябинцев. Однако выбрали лишь троих смельчаков: молодого инженера Василия Козлова и двух механизаторов — Ивана Дудко и Ивана Складчикова. Перед ними стояла задача во что бы то ни стало спасти ценнейший груз.

В музее ЧТЗ по сей день хранятся уникальные документы, рассказывающие о тех героических днях. В начале февраля 1936 года начальник экспедиции Абрамович телеграфировал в Челябинск:

«Стартовали 4 февраля в 11 часов. Первый день в горах тракторы без шпор прошли 16 километров, надели шпоры — прошли 50. На каждом тракторе от 19 до 22 тонн груза. Хорошо взяли один из труднейших перевалов «Путак», где «сталинец» никогда не брал больше 9 тонн. Моторы в отличном состоянии. Товарищи Складчиков, Дудко и Козлов работают не покладая рук…12 февраля двигались при буране. Дороги не видно. По пути оказываем помощь, вытаскиваем застрявшие машины. Идем днем и ночью… Встречаем на пути замороженные грузовые машины… Наши тракторы не боятся 50-60 градусов холода».

Участники_Снежного_похода.jpg

Уже 3 марта 1936 года экспедиция завершилась в Якутске. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней. Все тракторы были в исправности, грузы в целости, а люди здоровы. В Якутск были доставлены 115 тонн застрявшего груза (мука, сахар, промтовары, горючее, локомобиль и оборудование для электростанции).

Так завершился беспрецедентный «Снежный поход», убедительно продемонстрировавший, что тракторы с маркой «ЧТЗ» могут работать в самых трудных и суровых условиях.

Кстати, после «Снежного похода» Василий Козлов и Иван Дудко трудились на ЧТЗ, а Иван Складчиков погиб в конце марта 1945 года, вместе с частями Красной армии освобождая Венгрию от фашистов.

По мотивам этой удивительной истории в 1951 году челябинский инженер Ной Заржевский написал повесть «Снежный поход».
Показательно, что в 2018 году коммунальщики Якутска установили памятник трактору С-60 в честь памятного похода. В письме руководству ЧТЗ они написали:

«Якутяне должны знать, что благодаря технике ЧТЗ, на которой в довоенное время доставили в республику продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода».

Поделиться

Сегодня | 16:27
Медики дали советы челябинским дачникам

Врачи рассказали, как получить урожай и при этом сохранить здоровье.

Сегодня | 15:49
В Челябинске пройдет Кубок России по баскетбольному двоеборью

Первые в истории соревнования по новому виду спорта соберут 16 команд со всей страны.

19.05.2021 | 17:08
В Госдуме поддержали предложенные «Единой Россией» поправки о выплатах семьям с детьми

С начала года мерами поддержки воспользовались 53 тысячи южноуральских семей.

18.05.2021 | 16:09
Троицкие пограничники выявили большую партию препаратов с запрещенными веществами

Их перевозили в Екатеринбург для дальнейшей реализации.

 
Новости   
Спецпроекты