Челябинские ученые выяснили, откуда кони родом

21 Октября 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
Челябинские ученые выяснили, откуда кони родом

Они доказали, что впервые в Евразии лошадей приручили на Северном Кавказе.

Ученые ЮУрГУ вместе с иностранными коллегами установили, где именно в Евразии расположен очаг одомашнивания, из которого лошади распространились по континенту. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Nature.

Исследователи нашли одни и те же признаки в геноме лошадей, некогда одомашненных в разных местах Евразии. При этом выяснилось, что у животных, останки которых обнаружили во время раскопок, более сильный позвоночник. По мнению ученых, это обеспечило высокую популярность этих лошадей в начале бронзового века, дало начало глобальному распространению конной экспансии на континенте.

Международная команда исследователей, в состав которой входит археолог Андрей Епимахов, доктор исторических наук, замдиректора по научной работе ИМСГН ЮУрГУ, сделала вывод , что центр одомашнивания лошадей находится на Северном Кавказе, а вернее, это Причерноморско-Каспийские степи. По версии ученых, это произошло между 2000 и 2200 годами до нашей эры, в бронзовом веке. Если до этого времени лошади в вероятных очагах одомашнивания (Сибири, Центральной Азии, Анатолии и Европе) серьезно отличались, то через несколько столетий от Атлантики до Монголии распространился единый геном.

Андрей-Епимахов.jpg
Фото: пресс-служба ЮУрГУ

«Наша исследовательская группа, возглавляемая профессором Людовиком Орландо из Национального центра научных исследований (Франция), проанализировала геномы 273 лошадей, которые жили между 50000 и 200 годами до нашей эры, — рассказал Андрей Епимахов. — Исследование охватило всю Евразию, потому что были исследованы разные территории — «претенденты» на право считаться первичным очагом одомашнивания. Однако все они оказались ложными. Например, на поселении Ботай в Северном Казахстане обнаружены многочисленные археологические свидетельства знакомства человека с лошадьми. Однако, по результатам анализа ДНК, те древние кони не были предками современных домашних лошадей. Уральские материалы, которым около 4000 лет, напротив, не оставляют сомнений в эксплуатации лошадей, в том числе при колесничной запряжке».

По словам Андрея Епимахова, исследование также показало, что в одно время с одомашненными лошадьми по территории Азии распространились колесницы и индоиранские языки.

Напомним, что в определении времени и места одомашнивания лошадей ученым помогло также исследование зубного камня. В найденных на территории Поволжья образцах обнаружили маркеры молочной диеты. Молоко же вошло в рацион людей с приручением лошадей. Применив метод экстракции белка, ученые обнаружили во многих образцах казеин — сложный пептид, присутствующий в молоке как соль кальция. Затем составили карту распространения вещества. Его не удалось обнаружить только в самых ранних образцах серии, относящихся к энеолиту.
В Челябинской области увеличили финансовую поддержку семей при рождении детей

Всего меры социальной поддержки в рамках национального проекта «Демография» получают порядка 80 тысяч семей нашего региона.

Южноуральские студенты испекли полезные для здоровья блины

Эти свойства им придают особые голозерные сорта ячменя, выведенные их преподавателем.

Южноуральские студенты испекли полезные для здоровья блины

Частный сектор Верхнего Уфалея обеспечат альтернативными источниками отопления

В следующем отопительном сезоне муниципалитет пересмотрит схему теплоснабжения в Центральном микрорайоне.