Ученые выяснили, что челябинский метеорит трижды сталкивался с другими астероидами

25 Февраля 2022 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)

Исследования помогут создать «биографию» космического гостя.

Челябинский метеорит трижды врезался в своих космических собратьев. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исследование Кембриджского университета.

Ученые исследовали несколько фрагментов челябинского метеорита, определили его точный возраст и нашли внутри признаки трех столкновений с другими астероидами. В последний раз столкновение произошло около 50 млн лет назад, оно и сформировало «облик» 20-метрового небесного гостя, влетевшего в атмосферу Земли 15 февраля 2013 года. Результаты исследования опубликовал научный журнал Communications Earth & Environment.

Команда британских ученых под руководством Крейга Уолтона из Кембриджского университета применила новейшие методы геологии, чтобы изучить «биографию» прародителя челябинского метеорита, которому пришлось пережить несколько столкновений с другими космическими странниками.

Ранее планетологи уже обнаруживали в его фрагментах следы двух возможных столкновений астероида — примерно 4,5 млрд и 500 млн лет назад. Но их сроки определяли приблизительно, с большой погрешностью. Ученые высказали предположение, что эти столкновения должны были привести к изменению внутренней структуры обломков челябинского метеорита, появлению спрессованных и частично разрушенных зерен разных минералов.

Геологи сделали срезы образцов фрагментов южноуральского болида и обнаружили плотные слои минералов. С помощью методов изотопного анализа, сопоставив доли разных изотопов свинца и урана в этих зернах и соседних с ними породах, довольно точно определили их возраст.

Исследование показало, что внутри фрагментов челябинского метеорита имеется три скопления деформированных зерен минералов, образовавшихся в ходе столкновения его «прадедушки» с другими астероидами в самые разные периоды его космических странствий. По расчетам ученых, эти катаклизмы случились примерно 4,45-4,75 млрд, 450-500 млн и менее 50 млн лет назад. Согласно данным анализа структуры поврежденных зерен минералов, первый удар был самым мощным, а два последующих более слабыми.

По мнению геологов, последнее столкновение и стало тем космическим катаклизмом, который привел к частичному разрушению прародителя челябинского болида и сформировал то небесное тело, которое взорвалось 9 лет назад в небе над Южным Уралом. Эти данные, надеются ученые, помогут уточнить историю формирования и эволюции орбиты космического гостя.

Напомним, в прошлом году исследователи геологического музея Уральского государственного горного университета (Екатеринбург) установили, что при падении основное тело челябинского метеорита сопровождал рой небольших фрагментов, что подтверждает теорию о столкновении его с другим небесным телом до попадания в атмосферу Земли. А специалисты Уральского федерального университета создали объемную компьютерную модель самого крупного осколка метеорита. Наиболее крупный осколок упал в озеро Чебаркуль, откуда его достали в октябре 2013 года. Теперь он хранится в Челябинском государственном краеведческом музее. Еще один осколок болида стал экспонатом Национального музея естественной истории Франции.

На Донбасс привезли аппараты ИВЛ из Челябинской области

Губернатор Алексей Текслер сдержал слово, данное главе ДНР Денису Пушилину.

Южноуральские ученые показали свои разработки на «Иннопроме»

Экспозицию оценил губернатор Алексей Текслер.

На Южном Урале нашли вредителей в импортных фруктах

Фитосанитарный контроль не прошли нектарины, персики, сливы и острый перец.

В подвале челябинской многоэтажки завелся енот

Он облюбовал «нору» в помещении экопроекта «Немузей мусора».