Почему люди верят легендам об Игнатьевской пещере
По мнению ученых, мифы часто заслоняют истинную ценность пещерных памятников.
По словам Зинаиды Слеповой, методиста по музейно-образовательной деятельности краеведческого музея Катав-Ивановского района, одна из главных достопримечательностей горного края — Серпиевский биологический государственный заказник, который прозвали пещерным градом.
«В нем, основанном на берегах реки Сим, более ста пещер, — говорит она. — Из них Игнатьевская самая известная. Ее впервые описал петербургский ученый Петр Рычков еще в 1755 году, а в 1770-м и знаменитый исследователь Урала Петр Паллас. Эта пещера известна на весь мир своими рисунками художников каменного века. Таких изображений здесь найдено несколько сотен».
По легенде, свое название пещера получила по имени старца Игнатия — то ли старовера-отшельника, который долго жил в ней, скрываясь от гонений, то ли беглого каторжника. Впрочем, по другой версии, это якобы был ушедший от суетного мира император Александр I, победитель Наполеона. Но есть и предположение, что Игнатий — брат императора Константин Павлович. Правда, доказательств ни одной из версий нет. Но люди верят мифам, и местный поэт Геннадий Дыдыкин написал поэму «Старец», посвященную Игнатию.
У туристов большой интерес вызывает нерукотворный образ Богоматери, который нашли в Дальнем зале пещеры. Как пояснила Зинаида Слепова, это сталактитовый натек, который очень напоминает известную икону. А в другой пещере есть Белая царица — сталактит, чем-то похожий на женщину в белых одеждах.
По мнению ученых, мифы часто заслоняют истинную ценность пещерных памятников. Как считает кандидат исторический наук Гаяз Самигулов, для многих людей в Игнатьевской пещере важны даже не рисунки эпохи палеолита, а природный натек, который называют иконой Божией матери. По разным версиям, ее или создал сам Игнатий, или образ появился после его молитв. Память о старце сохранили и в годы борьбы с религией, суевериями.
«Пещера стала сама по себе объектом посещения даже до выявления рисунков первобытных людей, — говорит Гаяз Самигулов. — Древняя живопись только подогрела интерес. После перестройки тема старца Игнатия снова стала подниматься. Но упоминаний об образе Богоматери в дореволюционных работах я не встречал».
Легенды вокруг любого памятника охотно рассказывают экскурсоводы. Их не устраивает научный подход, и туристам преподносят всевозможные мифы.
«Настоящие ученые в своих выводах всегда осторожны, утверждают только то, что доказано наукой, — подытожил Гаяз Самигулов. — А гидам нужны заманухи для туристов, они цепляют доверчивых людей, чтобы те потом могли рассказать, как было интересно. Им самим хочется верить мифам. Поэтому можно столкнуться с большой разницей между информацией в научной литературе и тем, что вы услышите на экскурсии».
Напомним, на Южном Урале при поддержке Президентского фонда культурных инициатив снимают документальный сериал об Игнатьевской пещере. Фильмы из этого цикла будут выставлять в группе во «ВКонтакте» «Гранада ТВ». Лучше подписаться на нее заранее, чтобы не пропустить начало сериала, старт которого запланирован на ноябрь.
Поделиться