Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

60 % школьников намерены поступать в вузы и только 40 % нацелены на среднее профобразование

23 Апреля 2014

В то время как работодатели испытывают потребность именно в рабочих профессиях.

Такие данные озвучила Елена Зайко, начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области, во время круглого стола в ИД «Гранада Пресс». Не так давно специалистами ведомства был проведен опрос, касающийся профориентации школьников Южного Урала.

— На вопрос, считаете ли вы профессию рабочего престижной, — 80 процентов выпускников отвечают « да». А вот получить такую специальность хотели бы всего лишь 17 процентов опрошенных учащихся, — констатирует Елена Зайко. — Выпускники школ в большинстве своем нацелены на поступление в вуз. И мы сегодня говорим о неком навесе высшего образования. И в этом не было бы ничего плохого, если бы мы не видели потребностей работодателей в рабочих кадрах. Но, к сожалению, профессии сварщика и слесаря непопулярны в кругу выпускников и их родителей. И эта тенденция складывается по всей России.

По мнению Елены Зайко, чтобы преодолеть навес высшего профобразования над средним, в школьной среде ведется повседневная агитация, пропаганда и профориентация — выявление склонности человека к тем или иным профессиям.

— Кроме того, в целях повышения рабочих профессий мы проводим конкурсы профмастерства, тот же окружной проект «Славим человека труда!». Также учащиеся ссузов участвуют в международных чемпионатах типа WorldSkills, — отмечает Елена Зайко. — Все это принесло ощутимый положительный результат. Например, в ссузах наконец-то появился конкурс на направления «машиностроение» и «металлообработка», в то время как раньше на эти специальности мог поступить всякий, кто подаст документы. Настолько было мало желающих.

При этом, как отмечает эксперт, несмотря на избыток выпускников с гуманитарным образованием, в кругу работодателей до сих пор стоит проблема найти хорошего бухгалтера и юриста.

— Потому что много — это не значит хорошо, — подчеркивает Елена Зайко.

По мнению Анатолия Бороненко, директора школы № 1 Копейска, доктора педагогических наук, проблема нехватки рабочих специалистов наступила после того как общеобразовательные учреждения отступили от тех принципов, которыми руководствовались в советской школе.

— Нынешний президент очень правильно сделал, что восстановил звание героя труда, но слишком поздно, — считает Анатолий Бороненко. — Молодежь рассуждает так: работая, как совки, много не заработаешь. Нужно идти в ту сферу, где можно сделать кучу денег: быть предпринимателями или бизнесменами. И родители такой же точки зрения придерживаются. Упаси бог, чтобы их ребенок поработал летом на сельхозучастке или помог школе подготовиться к учебному году. Полностью пропало уважение к производительному труду. Поэтому толку нет никакого, что мы  знакомим школьников с профессиями, которые нужны городу и региону. Нам надо вернуть то, что было в советской школе — это политехнизация обучения. Учителя, вооружая ребят основами наук, показывали, где и как это может быть применено реально на практике и на каком производстве. Если нам это удастся сделать, то эффект не заставит себя ждать.

Юлия Махлеева


Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты