Палатки с фонарями. Почему европейскую ряпушку можно поймать только на Увильдах

19 Февраля 2018 Автор: Павел Прокопьев Фото: предоставлены автором
Палатки с фонарями. Почему европейскую ряпушку можно поймать только на Увильдах

— Чего развалился, как тюлень на пляже? — Я стоял перед своим тучным другом Володькой, который, обессиленный, лежал поперек рыбацкой тропы и в морозное утро пускал из-под шапки белесый пар. — Вставай, пехота, коли домой охота! До берега осталось всего ничего…

Рипус в феврале

Озеро Увильды, по которому с утреца мы с трудом перебирали ногами, мирно дремало под своим снежным одеялом, и, казалось, не было ему ни конца ни края. Еще бы, полтора километра уже позади, а до берега еще топтать тропу и топтать. За спиной у каждого из нас тащился 50-килограммовый воз со всякими рыбацкими причиндалами, а такая нагрузка, да еще после бессонной ночи, разумеется, прыти не придает.

Зато вчера вечером мы бежали на рыбалку радостные, как школьники на переменке в столовку, и любой груз за спиной был нипочем. Еще бы, рыбалка — не работа. На нее, родную, как на праздник: хоть без штанов, хоть босиком! Но все хорошее, к сожалению, имеет свойство заканчиваться. И вот теперь, как тяжелое похмелье после праздничного застолья, это «счастье» — путь домой…
 
— Давай-давай, поднимай свой кардан! — отряхивал я своего еле стоявшего на ногах друга. — Дома уже водовка стынет и пельмени ждут…

Почти каждому уральскому рыбачку известно, что на сегодняшний день озеро Увильды — это не только одно из самых красивейших мест Челябинской области, но практически единственный водоем, где можно поймать самого настоящего рипуса, название которому «европейская ряпушка». Хотя на самом деле навряд ли кто знает, как ее правильно называть. На вкус эта рыбка просто божественна, да и сам процесс ее ловли настолько увлекателен, что многие и многие рыболовы, несмотря на дальний пеший переход (на глубину) и бессонную ночь (ловится только ночью), спешат сюда, как только выпадает возможность. И как только солнце с верхушек сосен начинает скатываться в свою люльку, озеро окутывается иллюминацией: в сотнях рыбацких палатках включаются фонари. Ну а далее кому как повезет…

Улов случайным не бывает

Мы тоже, как и все, прибыли вчера с Володькой на озеро к четырем часам дня. Это оптимальное время, чтобы дойти до места лова, а по приходе осмотреться, так сказать, прикинуть «шабалу к носу» — куда и где на ночь «отдать якоря». Удачная точка лова (место рыбалки) — это самая главная составляющая рипусовой ловли, и грамотно выбрать ее — это вам не крендель с чаем слупить! Конечно, можно просто упасть где попало, то есть как на душу ляжет, а потом будь что будет, как повезет. В таких случаях везет редко, и уловы у таких «случайников» не бывают богатыми. Так, поймают немножко на жарёшку невеликую или на небольшой пирожок.

У грамотных рыбачков, кои ловят далеко не по одному десятку, для этого свой подход: у них либо уже есть прежние клевые точки, забитые в навигатор, либо по прибытии в район ловли с помощью эхолота начинают эту самую рыбку искать. И хитрость здесь в чем? На глубине (20-34 метра) в разной концентрации рипус есть везде, но в дневные часы он разводнен по всему водоему, то есть плавает единицами и небольшими стайками по всей акватории. В этом случае эхолот рыбу практически не показывает, потому как нужно долго ждать, чтобы единичная рыбешка проплыла под эхолотным «башмаком» (датчиком). Другое дело, когда оказываются большие скопления рипуса, тогда прибор сразу срабатывает как всегда. Поэтому, где днем эхолот показал хотя бы небольшое присутствие этой рыбы, можно смело ставить палатку: здесь косяк рипуса точно есть!
 
— И чего там твоя «кофейная гуща» показывает? — склонился я над Вохой, который, присев у лунки, настраивал эхолот. — Давай шевели портянками! Нет рыбы — пошли дальше. Нечего тут попусту время терять…
Через полчаса поисков мы все же выбрали подальше от всех себе тихое местечко с рыбой, расставили палатки и стали готовиться к ночи…

рыбак_фото-автора_DSCN9821.jpg

Свет манит

Установив и присыпав снегом свой рыболовный чум, первым делом подцепляю провода к аккумулятору и опускаю две лампы под лед. Слишком низко опускать их не следует, ибо в процессе ловли это неизбежно приведет к зацепам вываживаемой рыбешки за провода. Трех-пяти метров вполне достаточно, чтобы и рипус не путался, и рыбка стянулась со всех сторон на теплый свет мощностью в десять ватт. Далее — прикормка, и она для ловли рипуса всегда одна и та же: вареный перемолотый мормыш плюс обычный озерный песок.

Озерный песок «вкуснее» строительного, ибо он крупнее, ребристее и при падении создает в воде микроколебания. Рипус чувствует их своей боковой линией и быстрее встает на прикорм. Вся эта мешанина мормыша с песком под названием «толкушка» небольшими порциями постоянно в процессе ловли подбрасывается в соседнюю лунку, туда, где опущены лампы под лед. Почему? Потому что из той лунки, где ловим мы рыбку, иногда воду берем на чай. Очень вкусна увильдинская водичка, особенно если «индюшкой» ее заварить…

 — Ну что, Вовчик, есть поклевки? Рыба на какой глубине? — опустив оснастку до дна, я крикнул в сторону палатки друга, который грузно шебуршался в ней, будто в берлоге медведь.
 
— Да запутался тут с крючками! — сердито забубнила палатка друга. — Ну что это за рыбалка? Ну куда столько крючков?

Действительно, при ловле рипуса из-за больших глубин озера используются так называемые гирлянды, когда на основной леске, через метр, подвязано на поводках восемь  и более крючков. Рипус плавает по всей 30-метровой и более глубине, и чем больше крючков, тем быстрее можно обнаружить его местонахождение в толще воды. В наш век технологий подавляющее большинство рыболовов для обнаружения рыбешки пользуются эхолотами, но все же гирлянды не делаются менее восьми крючков. Чтобы изготовить рипусовую оснастку, для этого нужны лески диаметром 0,12-0,16 мм и крючки из очень тонкой проволоки Owner (0,37-0,39 мм). Грузила в зависимости от техники ловли (проводка или балда) применяются от 2 до 4 граммов. Такая оснастка позволяет облавливать достаточно широкий глубинный горизонт. Плюс катушка на удильнике, когда мы постоянно можем менять глубину…

Дорога из рипуса

Около 19 часов, вечер окончательно вступил в свои «темные» права, и первая поклевка не заставила себя ждать. Случилось это, когда моя снасть с насаженным на крючки опарышем прошла 15-метровый глубинный рубеж. При этом большой сторожок на конце удочки чуть-чуть тюкнуло, и я тут же подсек…

Вниз-вверх, вниз-вверх, то удлиняя, то укорачивая основную леску, — скучать на такой рыбалке не приходилось. Рипус курсирует по всей воде, поэтому, постоянно работая катушкой, приходится менять глубину. Очередная подмотка лески на 3 метра вверх, и тут же очень вежливая поклевка. Подсечка, и вскоре 90-граммовый серебристый деликатес недовольно заерзал в моей руке…

Через два часа в моем ведре уже было полтора десятка пучеглазых «вкусняшек», и это настраивало на мажорный лад. Обычно в феврале (глухозимье) увильдинский рипус, как и все обитатели уральских озер, теряет свой аппетит, и нередко рыболовы в это время за всю ночь ловят не более 5-10 штук. А тут со стороны озера такая неслыханная щедрость! Причем еще вся ночь впереди…
 
— Ну что там у тебя, поклевки есть? — выбравшись на улицу разогнуть затекшую спину, сунул я нос к другу в приоткрытую дверь. — Что там на эхолоте? «Дороги» есть?

«Дороги» на рыболовном сленге — это скопление рыбы на определенной глубине, и поскольку эхолот их показывает в виде непрерывающейся черной полосы, такие рыбьи полосы рыбачки называют «дорогами».
 
— Да, смотри! От 15 до 20 метров все черно!

…В три часа ночи, постоянно тюкавшая рыбешка вдруг как-то сразу «затупила», и от бесклевья у меня начали слипаться глаза. Ну что ж, раз подо льдом решили поспать, мы тоже тогда устроим себе перерыв. И уже через пять минут, превратив свое кресло-трансформер в раскладушку, я провалился в сон…
 
— Хорош храпеть, всю рыбу разогнал! — Дружок, распахнув мою палатку морозному утру, настырно пихал кулаком в мой бахил. — Всю утреннюю рыбу проспал! Давай собирайся! Народ уже «на лыжи встает»…
 
— Да-а, уж! Хорошо покемарили! От души! — высунул нос я на улицу, где было уже светлым-светло. — А все равно неплохо! Четыре десятка за полночи  — по нынешним временам это улов!

 А далее были сандалии! Вернее, бахилы с ногами, которым друг за дружкой предстояло переставляться по тропинке аж два кэмэ. А куды деться?! Любишь рыбки полопать — люби и саночки возить!

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

01.11.2019 | 12:11
Лебяжьи караси. Где челябинские рыбаки закрывали летний сезон

«Дядь, а дядь! Закурить дай!» — детским нарочитым баском как-то внезапно раздалось позади меня, я обернулся и… Передо мной стоял пацан лет десяти в грязной фуфайке с облезлым кнутом в руках, и из-под большущей старой кепки с наглецой щурились на меня глаза.

04.09.2019 | 14:46
Бутерброд для карася. Как челябинские рыбаки ловили в зарослях Мыркайского озера

«Мужик! Эй, мужик, как тут в библиотеку пройти?» — Голос был странным, злым и нудным, да еще и как будто звучал из-под земли. «Ну че, мужик, где тут книжки дают?» — неестественный зубодробительный тембр вопрошающе сверлил мозг.

Новости   
Спецпроекты