Эпитафии в чугуне. Какие тайны скрывает старинный некрополь в Каслях
Меньше всего Каслинское городское кладбище похоже на погост. Здесь сохранилось большое количество памятников, встретить подобные можно разве что в Санкт-Петербурге…
Известны ли вам, уважаемый читатель, кладбища на территории Челябинской области, которым удалось безболезненно «пережить» советский период? Вот именно! Одни в лучшем случае превращены в парки и скверы, а другие в буквальном смысле закатаны под асфальт.
А вот Каслинскому городскому кладбищу действительно повезло: здесь сохранились памятники, которые представляют огромную историческую и художественную ценность. При этом оно остается действующим православным кладбищем. А по большим церковным праздникам в кладбищенской часовне, как это и было в стародавние времена, проводится служба.
Стоит отметить, что специальным постановлением историко-мемориальный комплекс Каслинского городского кладбища в 2000 году был объявлен памятником истории и культуры Челябинской области. И произошло это благодаря настойчивости Вячеслава Свистунова. Ревностный краевед, кандидат исторических наук, он уже почти 30 лет занимается изучением Каслинского мемориального комплекса. Он же взял на себя и обязанности смотрителя кладбища.
По его словам, история городских кладбищ начинается в 1745 году, когда, собственно, и был основан Каслинский чугуноплавильный железоделательный завод. Любопытная особенность: изначально завод принадлежал промышленникам-старообрядцам, а потому-то значительная часть заводчан (не самая бедная!) исповедовала старую веру. Вот и называли их кержаками. А раз так, то и кладбище у них было свое, старообрядческое, кержацкое, значит. Удивительно, но действовало оно с середины XVIII века и до самой хрущевской оттепели, когда его и уничтожили. Страшно сказать, но все мраморные памятники были вывезены в тогдашнюю «Сороковку» (ныне Озерск), а чугунные надгробия сдали во «Вторчермет». Саму территорию бывшего кладбища комсомольцы переоборудовали в футбольное поле…
Такая же печальная участь постигла и первое православное кладбище, которое действовало с момента строительства завода и до 1848 года. В 30-х годах прошлого века на территории кладбища построили школу и разбили спортплощадку.
— В строительстве этой спортплощадки участвовали старшие школьники, — рассказывает Вячеслав Свистунов. — В их числе была и моя тетя, Александра Константиновна Свистунова. Именно с ее слов я потом и узнал, что старшеклассников-комсомольцев буквально заставляли сносить намогильные памятники-надгробия и выравнивать могильные холмики.
Теперь я уже задним числом с ужасом вспоминаю, как я и мои сверстники бегали по этой спортплощадке, даже не догадываясь, что под выровненной поверхностью находятся могилы наших предков — тех, кто основывал наш город и строил Каслинский завод...
Спасаясь от холеры
…С нашим экскурсоводом мы заходим за порог второго православного кладбища, которое расположено справа при выезде из Каслей в сторону озера Малые Касли. И у него тоже своя судьба, правда, менее драматичная.
Открыт новый погост был в период эпидемии холеры в 1848 году (обратите внимание на дату!) за так называемой Каслинской горой в сосновом бору, рядом с Кержацким кладбищем. Именно в том году оно и было закрыто для захоронений. Если верить летописи Вознесенской церкви, холера унесла жизни 485 человек.
Дабы страшная эпидемия и дальше не распространялась, решено было закрыть первое Каслинское кладбище, которое находилось к тому времени уже совсем рядом с жилыми домами.
До 20-х годов прошлого столетия кладбище было приходским. Как и полагалось по православному обычаю, в нем имелось два входа — главный и так называемый придел, через который хоронили самоубийц. В 1904 году в центральной части кладбища была построена часовня в честь Серафима Саровского. С приходом Советской власти стали закрываться и православные храмы, а потому кладбище передали в ведение коммунальных служб.
Бажовский герой
Увы, но сегодня профессия скульптора для Каслей — умирающая. А ведь еще относительно недавно лучших скульпторов города знали поименно. Досадно и то, что далеко не все нынешние каслинцы знают, что на городском кладбище, покоится, например, прах одного из героев сказов Бажова.
Еще в 1880-х годах на Каслинском заводе стали работать скульпторы — выпускники заводской художественной школы. Самым известным среди них был Василий Торокин, «человек возрастной», как пишет о нем Бажов.
Его работы отличались «необычным артистизмом формовки». Среди самых известных его скульптур — «Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Крестьянин на пашне». К сожалению, о жизни талантливого мастера-самоучки известно очень мало. Разве что получила она свое художественное осмысление в замечательном сказе Павла Бажова «Чугунная бабушка». И вот что интересно: известный каслинский скульптор Александр Чиркин изготовил надгробие на могиле своего земляка Василия Торокина и установил его перед самой своей смертью. В руках у скульптора-самородка та самая бажовская «чугунная бабушка». А невдалеке можно увидеть надгробие на могиле самого Александра Чиркина, которое выполнил другой талантливейший каслинский скульптор Олег Скачков.
Петербургские мотивы
Среди профессионально изготовленных надгробий советского периода особо выделяются два — Николая Баха и Александра Клодта (фамилии-то какие!).
Николай Романович Бах, петербуржец, выпускник Академии художеств, автор известных скульптур «Давид, бросающий камень», «Голова Прометея», «Психея». В 1884 году, будучи еще молодым скульптором, бросил столицу и переехал в Касли, где по его моделям на заводе были отлиты различные скульптуры, в том числе знаменитый бюст императора Александра III. А еще через год он умер в возрасте 32 лет и был похоронен на Каслинском кладбище.
Константин Клодт — внук того самого Петра Карловича Клодта, автора знаменитых коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
С начала 20-х годов прошлого века — скульптор Каслинского чугунолитейного завода. При его участии создан один из самых известных в Каслях памятников — героям, павшим за революцию, установленный на заводской площади. Кстати, изготовленные по этому образцу скульптуры можно увидеть во многих городах Челябинской, Пермской и Свердловской областей. Клодт стал одним из первых скульпторов, кто изваял бюст и скульптуру Владимира Ленина.
И снова связь с Северной Пальмирой! Восхищаясь архитектурой сохранившихся памятников, поражаешься и изысканности декора, элементы которого встретишь разве что на старинных кладбищах Санкт-Петербурга — Волковском, Смоленском, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
На Каслинском кладбище вы увидите архивольт (обрамление арочного проема) и нишу-киот, плинты и пилястры, капители и жертвенники с фронтонами с круглыми розетками в тимпане. Углы фронтонов украшены акротериями (возвышениями в виде пальметты, вазы или постамента для бюста).
— Кресты на некоторых могилах отлиты на Каслинском заводе, но чертежи моделей, по которым их отливали, разработаны в Петербурге на знаменитом чугунолитейном заводе Сан-Галли, — рассказывает Вячеслав Свистунов. — Но, увы, многие ценнейшие фрагменты просто украдены…
Ноу-хау каслинских мастеров
До слез трогательно выглядят мраморные детские надгробия в виде саркофага, выставленные вдоль центральной аллеи у главных ворот.
Кстати, саркофаг с вырубленным изображением Голгофы и эпитафией под ней довольно распространенное надгробие на могилах младенцев в дореволюционных Каслях.
Еще одним распространенным видом намогильного памятника была чугунная намогильная плита, в верхней части которой — литое рельефное изображение Голгофы. Под ней — литой текст эпитафии с указанием имен и дат жизни. Под эпитафией — рельеф «адамовы кости», под ними изображалось личное клеймо формовщика («адамовы кости» — это изображение черепа и двух костей, символизирующее бренность земной жизни).
Изначально многие памятники имели вид надгробия «распятие на жертвеннике». После того, как в советское время скульптуры распятого Христа, а также «адамовы кости» стали безжалостно спиливать, памятники превращались в «кресты на жертвеннике». В таком виде они оставались более полувека. А в лихих 90-х расхитители цветных и черных металлов добрались и до Каслинского кладбища...
На многих современных могильных памятниках можно увидеть обрамление из чугунных венков, которые отливались на Каслинском заводе уже в советское время. Они удивительнейшим образом напоминают тот самый лавровый венок, обрамлявший Голгофу на литых дореволюционных намогильных плитах из чугуна Каслинского завода. Разница лишь в том, что на советских венках вместо Голгофы отливался текст эпитафии, а вот сама форма венков соответствовала контурам классического лаврового венка! Этакий советский чугунный венок, который вряд ли где еще встретишь. Кстати, абсолютное ноу-хау каслинских мастеров!
Касли — Челябинск
Благодарим начальника управления культуры г. Касли Светлану Злоказову за помощь при подготовке материала
Поделиться