Профессия на пробу. Региональный минобр готов помочь вузам открыть свои школы

2 Августа 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Профессия на пробу. Региональный минобр готов помочь вузам открыть свои школы


Результаты ЕГЭ говорят о многом. С их помощью можно оценить и качество обучения детей в школе, и квалификацию педагогов, и результаты профориентационной работы, проводимой в регионе.

Кузнецов_DSC_6926.jpgВ интервью с министром образования и науки Челябинской области Александром Кузнецовым мы поговорили о том, благодаря чему возросла доля учеников, выбирающих естественно-научные и технические направления, каким образом техникумы организуют для старшеклассников пробы в профессию и что мешает вузам открыть собственные школы.

Школьная конкуренция

— В этом году Челябинская область побила рекорд по стобалльникам за последние пять лет. Их в регионе 159. С чем вы связываете такой успех: это качество общего образования возросло или учителя настолько натренировали школьников на демоверсиях?

— На самом деле и то и то другое. И сама процедура стала понятной и комфортной для выпускников и учителей. В организационном и в психологическом планах в ней нет сюрпризов. Но пора уже всем признать, что и качество образования в соответствии с принятыми федеральными государственными стандартами повышается. Это подтверждается не только нашей статистикой по основному госэкзамену и ЕГЭ, но и международными сравнительными исследованиями, в которых участвует Россия и Челябинская область в частности. Есть специальные международные бюро при ЮНЕСКО, которые с периодичностью раз в три года и раз в пять лет занимаются сравнительными анализами качества образования в разных странах мира. Так вот, согласно исследованиям PIRLS по качеству обученности в начальной школе и TIMSS по качеству естественно-научного среднего образования, мы входим в лидирующую десятку стран мира. При этом у Челябинской области показатели по обученности всегда выше среднероссийских. На данный момент у нас западают результаты только по исследованию PISA — это качество компетентностной обученности выпускников 9-х классов. По нему мы находимся лишь в третьей-четвертой десятке стран мира. Но связано это с тем, что не все девятиклассники перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. Большинство обучаются по ним в пилотном режиме. Но, я надеюсь, что уже в следующем исследовании PISA Россия и Челябинская область в частности продемонстрируют достойный уровень. К тому же президентом обозначена задача — войти в мировую десятку лидеров по качеству общего образования.

— Есть ли в регионе ощутимая разница в результатах ЕГЭ между сельскими школами и городскими? И какими методами нивелируется этот перекос?

— Безусловно, есть. Даже между городами она ощутима. Возьмем, например, Снежинск и какой‑нибудь другой незакрытый город, одинаковый по масштабам. Школьники из ЗАТО однозначно выигрывают. Но мы же понимаем, как формировался этот наукоград, какой изначальный уровень образования живущих там. Образовательная среда — это ведь не только школа, это все, что нас окружает: улицы, быт, взаимоотношение с коллегами, соседями, родителями. Это все формирует у ребенка мотивацию к изучению окружающего мира. Поэтому разница есть, и она в пользу детей городских. При этом, чем крупнее город, тем выше качество образования. Не секрет, что на селе дети порой растут не в самом достойном социальном окружении. Однако при желании с помощью информационных технологий, дистанционного образования, которое в доступе есть в самых отдаленных точках региона, дети и из глубинки добиваются приличных успехов. Кроме того, чтобы вычленить сельских самородков, у нас работает областной многопрофильный лицей-интернат. Мы каждый год организуем мониторинг по области и отбираем способных, замотивированных на учебу детей, но которым не хватает местных кадровых и материально-технических ресурсов. И они съезжаются со всей области на учебу в челябинский многопрофильный лицей-интернат.

Кроме того, сельским школам мы дополнительно выделяем средства на материально-техническое оснащение и надбавки к заработной плате педагогов. Больший акцент делается на сельских учителей на курсах повышения квалификации. Также за некоторыми учебными заведениями из глубинки сегодня закреплены более успешные школы, которые делятся с ними методиками работы. Мы стараемся колоссального разрыва между городскими и сельскими школами не допускать.

— Наш регион промышленный, которому прежде всего требуются естественно-научные и технические кадры. Возросла ли доля выпускников, которые в этом году сдавали физику, химию, профильную математику, информатику?

— Да, и определяющую роль в этом сыграл проект «ТЕМП», который в 2014 году одобрил губернатор Борис Дубровский, после чего мы выступали с ним в Совете Федерации и федеральном Министерстве образования и науки. Благодаря этому проекту количество детей, желающих сдавать предметы естественно-научного и технического цикла (это физика, химия, биология, информатика), в 2015 и 2016 году возросло на 8 %, в 2017-м — еще на 5 %. Это очень неплохие результаты для начала.

Каждый год из 800 южноуральских школ в проект «ТЕМП» входит 50-70 школ. Это те учебные заведения, которые продемонстрировали хорошие результаты по охвату детей техническим творчеством (а это очень важная мотивирующая вещь для школьников 5-6-х классов), по выбору предметов из естественно-научного цикла в 9-х и 11-х классах, по качеству их сдачи и некоторым другим показателям. Эти школы-лидеры получают дополнительное годовое финансирование на развитие материально-технической базы, открытие лабораторий и кружков технического творчества. Размер субсидии от 1 миллиона до нескольких миллионов в зависимости от емкости школы. При этом мы даем деньги не до того, как они добились результата, а после. Таким образом создаем между школами конкурентную среду. Вот так пошагово мы идем к тому, чтобы у нас количество детей, выбирающих востребованные в регионе направления, росло.

Детские технопарки

— Вы упомянули о техническом творчестве как о важном элементе профориентации. Но согласно статистике, лишь 15 % детей занимается им…

— Сегодня у нас есть перекос в художественно-эстетическом развитии детей. Около 50 % ребятишек в регионе занимаются танцами, пением и рисованием. Это неплохо, конечно, но это слабо мотивирует к выбору предметов естественно-научного и технического цикла. В кружках технического творчества у нас в регионе действительно занимается около 15 % детей. И хотя этот показатель выше общероссийского в 9-10 %, все равно мы считаем его незначительным. Поэтому мы в это направление все больше усилий вкладываем, в том числе и школы нацеливаем на то, чтобы они на базе своей занимались развитием детского технического творчества. Но у нас в этом вопросе есть большая проблема. Раньше техническое творчество поддерживалось с помощью кадровых и материальных ресурсов предприятий. Сейчас они этим вопросом не занимаются и передали эту функцию в руки муниципалитетов. Мы поименно знаем всех педагогов технического творчества в Челябинской области. Регион испытывает в них ощутимый дефицит. У нас есть средства закупить конструкторы и пооткрывать кружки, а вести их кто будет? При этом педагога по техническому творчеству гораздо сложнее подготовить, чем по художественно-эстетическому или спортивному направлениям. Если мы одного тренера-преподавателя ставим на группу спортсменов в 30 человек, то в техническом творчестве педагог может работать только с 5-7 детьми. Это не только сложный вид деятельности сам по себе, он еще и в плане безопасности непростой. Там должна быть и охрана труда соответствующая, и за каждым ребенком, по сути дела, нужен персональный присмотр. Все это требует дополнительных компетенций от педагогов и дополнительных расходов.

В планах у нас открытие двух крупных кванториумов в Челябинске и Магнитогорске. Это позволит охватить техническим творчеством к 2019 году 20 % ребятишек, к 2020-му — 25 %. Но опять же в них будут заниматься дети только из Челябинска и Магнитогорска. Наша же задача открыть такие кванториумы в каждом населенном пункте с численностью более 60 тысяч человек, в том числе Троицке и Пласте.

— Если для учеников 4-6-х классов профориентацией является техническое творчество, то для старшеклассников, на наш взгляд, четкое представление о профессии. В 90-х годах, например, была распространена практика, когда ученики старших классов проходили профобучение в реальных цехах и видели рабочий процесс изнутри.

— Сегодня эту задачу перехватил сектор профессионального образования — вузы и техникумы. Около четырех лет назад они начали организовывать на своей материально-технической базе профессиональные пробы для школьников, чтобы они получали не только академические знания, но и профессиональные компетенции, представления о будущей специальности. Причем не об одной, а сразу о нескольких — мехатроники, станочники, сварщики. На данный момент только через базу чемпионата рабочих профессий WorldSkills, в котором южноуральские техникумы и колледжи занимают лидирующие позиции, прошло около 6 тысяч школьников. Там они, например, занимались на сварочных симуляторах: с помощью пластиковых пистолетов, специальной маски и анимационной электродуги сваривали металлы. Впрочем, это касается не только технических специальностей, мы устраиваем профессиональные пробы в повара, веб-дизайнеры, парикмахеры, косметологи. Сегодня это тоже востребовано.

Сейчас история более педагогизированная, чем в советские времена. Дети не на завод идут, где им находиться нельзя в том числе по технике безопасности, а в образовательную организацию, неплохо оснащенную. Но надо понимать, что школ гораздо больше, чем наших учреждений профобразования. Потихоньку мы их все в эту работу включаем. В ближайшем будущем профессиональные пробы станут обязательным компонентом работы профессиональных учреждений со школьниками.

— Некоторые южноуральские вузы в прошлом году полностью хотели взять профориентационную работу на себя путем открытия собственных школ. Эта идея воплотилась в регионе?

— Я вообще горячий сторонник того, чтобы вузы при себе как структурные подразделения открывали общеобразовательные школы. Это стало возможным только недавно, когда по инициативе регионов в действующий закон «Об образовании» была включена норма, позволяющая вузам заниматься общеобразовательной деятельностью. Проблема в том, что финансового механизма, обеспечивающего это право, не заложили. В итоге сегодня российское законодательство не позволяет региональному бюджету напрямую направлять средства федеральному учреждению. В связи с этим от Челябинской области отправлен целый ряд писем в адрес федерального Министерства образования, законодательной и исполнительной власти, чтобы подправить существующий закон.

По сути, нашему региональному министерству не так важно — направить финансирование муниципальной школе или вузу. Вузу даже предпочтительней, если он способен обучить на своих площадях школьников и замотивировать для поступления к себе на первый курс на востребованные в регионе направления. МГТУ им. Носова, к примеру, уже в этом году был готов школьников набирать, но деньги там на это где возьмут? Федерация на эти цели средств не выделит. Мы готовы по нормативно-душевому принципу их направить, но не можем, потому что Бюджетный кодекс запрещает отдавать из нижестоящего бюджета в вышестоящий. В итоге ждем реакцию от федеральных структур на наши письма.

Вчера | 17:53
Музейный гид. Комендант крепости Магнитной служил под началом Александра Суворова

«Музейный гид» продолжает знакомство с Магнитогорским историко-краеведческим музеем. Магнитогорск ведет свою историю от пограничной крепости, основанной в 1743 году на правом берегу реки Урал начальником Оренбургской экспедиции Иваном Неплюевым.

Вчера | 17:26
Как сельская школа может замедлить миграционные процессы на Южном Урале

Казалось бы, школа везде школа. И в миллионном Челябинске, и в небольшом Троицке, и в деревеньке где-нибудь на самой окраине горнозаводской зоны это тоже школа… Однако не все с этим согласны.

19.06.2019 | 14:10
Сменили границы. Топ-5 этнических групп, иммигрировавших в Челябинскую область

Южный Урал — исторический перекресток миграционных маршрутов. Многие народности сочли наш край достаточно привлекательным для постоянного места жительства. Опираясь на данные лаборатории миграционных исследований ЮУрГУ, «ЮП» составила топ-5 самых многочисленных этнических групп, для которых Челябинская область стала родной.

13.06.2019 | 16:08
Нужна ли детсадам Челябинской области помощь родителей?

Согласно статистике, чаще всего папы и мамы помогают детским садам Челябинской области с ремонтом или в обновлении материально-технической базы.

Новости   
Спецпроекты