Садовые уроки. Лишь треть сельских школ Челябинской области учит детей к труду на земле
Агропромышленный комплекс Челябинской области по-прежнему испытывает кадровый голод. Причина тому, по мнению ряда экспертов, отсутствие четко выстроенной профориентационной работы в школах. Сегодня в половине сельских учебных заведений Южного Урала отсутствуют опытные участки, на которых молодежь могла бы приобщиться к труду на земле.
- Опыт по обмену. Сельская школа из Челябинской области провела для московских учеников эколого-туристическую экспедицию
- Село на портале. Энциклопедия сельских школ России началась с Челябинской области
Заработать на капусте
— Ну ты чего, каши мало ела, давай быстрее выдергивай! — подзадоривает одноклассницу хрупкая девочка Настя Клочкова, ученица 9‑го класса Шабуровской сельской школы Каслинского района.
На огороженном участке в 50 соток раскинулись десятки грядок со свеклой, капустой, кабачками, луком, помидорами, огурцами, картошкой и морковкой. Вдоль забора растут ветвистые кусты с шиповником. Пожалуй, такому хозяйству позавидовала бы любая бабушка-огородница. Вот только оно школьное. В рамках летней отработки и уроков технологий ученики с 4 по 11 класс ежегодно здесь поливают, сеют, копают, пропалывают, и собирают. А еще пишут проекты по биологии и химии.
— Мы, например, изучали кислотность и плодородность почв. Просматривали, какова урожайность кукурузы, сроки посева и сроки уборки. Зерновые‑то мы тоже выращиваем, — с важностью поясняет мне еще одна девятиклассница Анастасия Комлева.
Местные учителя и директор школы — сторонницы педагогического метода Макаренко. Они уверены, что труд облагораживает, дисциплинирует и воспитывает уважение к каждой профессии. А еще грезят, что многие из их учеников пополнят кадры агропромышленного комплекса. Воодушевленная их рассказами я провожу опрос, кем хотят стать школьники в будущем. Ответы сыплются следующие: «Я учителем географии», а «я дантистом», а «я в армию пойду», «я сварщиком» и только один ученик собрался быть агрономом.
— Ребята, а если бы вы знали, сколько можно заработать с одного квадратного метра, к примеру, капусты. И получили за работу в огороде деньги? Поменяли бы решение? — вступает в разговор директор школы, коренная жительница Шабурово Лена Еремина.
Ученики задумываются, как будто утонув в подсчетах, и неуверенно кивают.
— Знаете, я ведь этот вопрос неслучайно задаю, — вздыхает директор. — Раньше на территории школы была огромная теплица. Мы выращивали столько капусты, что ее с лихвой хватало, чтобы на год вперед обеспечить школьную столовую и еще столько же оставалось. В итоге мы отдавали ее соседним школам, детсадам практически за бесценок, в три раза ниже рыночной цены. Даже из городских учебных заведений к нам за овощами приезжали. Вырученными средствами распоряжались сами ребята. На совете школы составлялся протокол, в котором мы прописывали, что будем закупать. Как правило, «огородные» деньги тратились на поездки в музей, экскурсии, еще ребята закупили светомузыку для школьной дискотеки. Дети видели, куда уходят ими же заработанные средства. Видели, какие заработки приносит земля. В тот момент предпринимательская жилка в них и закладывалась. Тогда молодых на селе оставалась ровно половина. А сейчас единицы. Даже филиалы наши закрылись в селах Тимино и Ларино. Учить там практически некого.
Выращиваем, но не едим
Директор Лена Еремина указывает мне на большой пустырь, растянувшийся рядом с огородом. Когда‑то здесь стоял крупный склад, набитый овощами. В нулевых его сравняли с землей, так как стал пустовать и перестал соответствовать новым нормам. Дело в том, что в те годы общеобразовательные заведения законодательно приравняли к предприятиям, в том числе в налоговых обязательствах и штрафных санкциях. Такого правового натиска многие школы выдержать не сумели и свернули огородную деятельность.
— И смешно, и грустно, но сейчас выращенные на огороде овощи мы даже для нашей столовой использовать не можем для удешевления питания. Потому что закон обязывает нашу огородную продукцию отвезти на дорогостоящую экспертизу за 100 км в Челябинск, чтобы проверить на пестициды и нуклеиды. При этом нужно доставить каждую группу овощей. Это ж сколько денег на бензин только потратить нужно! Конечно, мы этим не занимаемся — дорого. А вообще, странное дело получается. Есть личные подсобные хозяйства, для которых устраиваются ярмарки, и огородники торгуют свободно, без всяких экспертиз. Зачем же такие бюрократические проволочки придумали для школ? Или что тогда мешает приравнять наши огороды к личному подсобному хозяйству? Не понимаю, почему в этом вопросе нас не поддерживают.
Сегодня на Южном Урале хорошо развита огородная деятельность лишь в школах Уйского и Сосновского районов. Остальные сельские учебные заведения либо не афишируют, что ведут производственную деятельность, чтобы не попасть под штрафные санкции, либо вовсе имеют заброшенный участок, давно заросший сорняком. Но в Шабуровской школе огород холят и лелеют, и пытаются сохранить любыми способами.
— Вот вы сейчас о будущих профессиях спрашивали — это вам обычные дети отвечали. А в нашей школе из 134 учеников 53 — это детишки с ограниченными возможностями здоровья из классов коррекции. Как правило, все они из неблагополучных семей. Что уж скрывать, на селе есть такая проблема. Так вот для них школьный огород способствует и личностному росту, и самооценку повышает. Абсолютно все выпускники с ОВЗ потом возвращаются работать на малую родину…
Запасной вариант
В соседней Огневской школе Каслинского района в огороде тоже кипит работа. Натянув на маленькие ручонки большие хозяйственные перчатки, шестиклассники дергают сорняки и пропалывают дорожки. Мальчишки уже набрали целое ведро свеклы для школьной столовой. Огневской школе повезло больше. Здесь продукция с учебного участка идет в пищу школьникам. Администрация сельского поселения взяла вопросы экспертизы под свою ответственность. За сезон ученики собирают до 500 килограммов овощей для школьной столовой!
— Вы знаете, какая у нас вкусная картошка. Прямо сладкая. Я больше всего люблю пюре с курицей, — заявляет мне шестиклассница Кристина Чистакова.
В будущем она хочет стать поваром и остаться жить и работать в родном поселке. Ее одноклассник Денис Филинков задумывается о поступлении в Троицкую ветакадемию, а еще каждый день помогает работать в огороде маме.
Сегодня пришкольный участок Огневской разбит на две части: овощной и плодово-ягодный. На нем школьники в рамках проектов изучают разные сорта моркови, а также исследуют, как влияет на плодородность земли высаженная здесь фацелия. В планах у руководства — разбить рядом с огородом большой сад, чтобы расширить темы для опытнической деятельности.
— Наш огород приучает детей к трудолюбию. Пусть не все, но часть детей все же идут на агроинженерные специальности, — подчеркивает директор школы Ирина Каллистова. — Кроме того, приобретя здесь определенные навыки и компетенции, дети становятся увереннее и конкурентоспособнее. Они знают, что если у них что‑то не получится в карьере, то труд руками их спасет. А ведь приятно иметь в кармане запасной вариант.
Ирина Каллистова с гордостью заявляет, что абсолютно все учителя, работающие школе, — свои, доморощенные. А еще очень надеется, что часть выпускников этого года тоже вернется работать в родные края.
Комментарий
Учить детей считать
Николай Махнев, руководитель национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»:
— Мы не первый год сотрудничаем с сельскими школами. Видно, что многие из них хотят и умеют развиваться. Но, к сожалению, не хватает различных ресурсов — организационных, материальных. Сегодня самой школе трудно запустить программу школьного огорода-сада. И здесь рядом с ней должны появиться различные НКО, которые в соответствии со своей уставной деятельностью, реализуя социально-образовательный проект, выступают и инвесторами этой деятельности и помогают реализовывать выращенную продукцию. И наверное, очень важно, чтобы и минобрнауки Челябинской области, и правительство региона поддержали это направление. Да и сами руководители муниципалитетов должны увидеть ресурсы развития своих территорий.
Еще одна важная задача школьного огорода — учить детей считать. На практике видишь, что выращивать они умеют неплохо, а начинаешь спрашивать про себестоимость продукции, затраты, прибыль… Вот тут и поплыли… На деле школьный сад-огород — это мощный инструмент практико ориентированного обучения, которого системе образования так всегда не хватает.
Поделиться