Вместе сильнее. В Челябинске откроют ресурсные классы для особых детей

1 Февраля 2019 Автор: Марина Шалимова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вместе сильнее. В Челябинске откроют ресурсные классы для особых детей


В Челябинске готовятся к запуску пилотного проекта по открытию ресурсных классов для особых детей в общеобразовательных школах.

Инициатором проекта стало региональное отделение Всероссийской организации родителей детей инвалидов (ВОРДИ). По словам его председателя Елизаветы Кирилловой, работа по открытию ресурсных классов в Челябинске ведется уже три года. Их суть в том, чтобы подготовить детей с ограничениями по здоровью к возможности обучения в обычном классе.

Сложностей, как и в любом начинании, хватает, в частности, нужно определиться со школой, где стартует пилотный проект, однако у руководителей учебных заведений возникает немало вопросов. 30 января в администрации города состоялась дискуссионная площадка, на которой директора 22 челябинских школ, эксперты, представители регионального министерства образования и комитета по делам образования Челябинска и, конечно, родители особых детей поделились всеми за и против.

Барьер в головах

Не секрет, что отношение к людям с ментальными нарушениями, такими как синдром Дауна или аутизм, в нашем обществе не самое терпимое. Их могут не пустить в кафе, попросить выйти из общественного транспорта. Когда на детской площадке появляется ребенок с синдромом Дауна, многие родители стремятся увести своих детей подальше. Также в штыки принимается наличие особого ребенка в детсаду или школе, хотя сами дети, в отличие от взрослых, ведут себя гораздо толерантнее. Ольга Кузнецова, мама ребенка с синдромом Дауна из Еманжелинска, вспоминает, что их ни в какую не хотели брать в обычный детский сад, пришлось дойти до министра образования области Александра Кузнецова. Вопреки всем страхам, родители оказались рады, что у них в группе есть особая девочка.

круглый-стол_Шишкоедов_DSC2150.jpg

 «Ребята контактируют с ней, понимают, что она немного другая, всячески помогают. И родителям нравится, что благодаря общению с моим ребенком их дети растут чуткими и неизбалованными. Когда мы приходим в садик, все 15 человек радостно бегут встречать мою дочь. И она стремится к ним, хочет общаться, быть вместе со всеми», — говорит Ольга.

 Председатель комиссии по развитию общественного диалога Общественной палаты Челябинска Сергей Головко отмечает, что общество относится к людям с синдромом Дауна не иначе как психическим инвалидам, отсутствие информации порождает страхи. С ним согласен член правления регионального Союза журналистов Рифат Абдрашитов: «Мы ведь не видим в городе особых детей, не взаимодействуем с ними, это нас обедняет, делает скупыми и равнодушными. Инклюзию нужно обсуждать, нужно показывать особых людей, их достижения, и ситуация, может быть, изменится».

Подготовка к полету

Термин инклюзивное образование законодательно был закреплен еще в 2012 году, однако на практике по сей день возникает очень много препятствий.

круглый-стол_Шишкоедов_DSC2122.jpg

«Я убеждена в том, что особые дети должны быть включены в инклюзивное образование. Если они не проходят обучение в обычных школах, то не имеют друзей, не получают возможности в дальнейшем освоить профессию и жить самостоятельно. А за образовательной инклюзией идет социальная. Когда обычные дети сидят за одной партой с ребенком с ограничениями по здоровью, во взрослом состоянии они уже воспринимают таких людей как полноценных членов общества, знают их особенности и возможности», — отмечает Елизавета Кириллова.

 Ресурсные классы она сравнивает с подготовкой к полетам в космос. Дети проходят обучение со специально обученным педагогом. Он работает в связке с учителем общеобразовательного класса, за которым закреплен особый ребенок. На каждого разрабатывается индивидуальная адаптированная программа и программа коррекции поведения. Когда ребенок готов выйти в обычный класс, он присоединяется к своим сверстникам. Организаторы отдают себе отчет в том, что такие дети не улучшат свои интеллектуальные способности на сто процентов в силу определенных врожденных особенностей, однако приобретут навыки взаимодействия с ровесниками, смогут продемонстрировать свои спортивные и прочие таланты. Таким образом, и сам ребенок, и его семья не окажутся в социальной изоляции.

 Эта технология уже успешно работает в школах Москвы, Казани, Воронежа, в этом году ее хотят запустить в Челябинске, хотя предстоит решить еще немало вопросов.


В зоне риска

Собравшиеся на дискуссионной площадке руководители общеобразовательных учреждений не против принимать особых детей, они уже обучаются во многих школах, однако создание целого ресурсного класса вызывает много вопросов, в том числе по финансированию и кадрам.

 В частности, модель такого класса предполагает тьютерское сопровождение особых детей, причем наставник должен быть у каждого ребенка, а не один на всех, как прописано в документах сейчас. Далеко не все школы имеют возможность расширения штата, как и не каждое учебное заведение имеет свободное помещение для оборудования комнаты сенсорной разгрузки, которая является обязательной для ресурсного класса.

 Еще один важный вопрос — финансирование, которое осуществляется за счет грантов, а не из бюджета. Директор должен понимать, как проект будет оплачиваться на постоянной основе, ведь грант сегодня есть, а завтра его нет.

 «Наша организация берет на себя финансовые риски, заводит средства на территорию школы, покупает оборудование, но вся юридическая и административная ответственность ложится на руководителя школы. В Челябинске есть директора, готовые брать на себя ответственность, но у них возникают определенные управленческие риски, которые предусмотрены самой системой», — говорит Елизавета Кириллова.

круглый-стол_Шишкоедов_DSC2125.jpg

 В частности, перед руководителями школ встает вопрос о выполнении муниципального задания. «После 4-го или 9-го класса ученики должны сдавать итоговую аттестацию, — говорит директор челябинской школы № 110 Владимир Азанов. — Если особые дети будут в общем классе и не сдадут экзамен, это станет одним из нарушений муниципального задания. Директор получит выговор, школа потеряет баллы за эффективность работы».

 Все возникшие проблемы предстоит решать на уровне министерства образования Челябинской области. В ближайшее время состоится совещание, на котором будут ставить вопрос о принятии распорядительных документов, где будет четко прописан регламент создания ресурсных классов.

Шаг навстречу

Родители, в свою очередь, призывают руководителей учебных заведений делать шаги навстречу и не бояться принимать особых детей в общеобразовательные классы.

круглый-стол_Шишкоедов_DSC2174.jpg

 «Мы все люди адекватные и не ведем речь о том, чтобы сделать из наших детей академиков, — говорит Наталья Кутепова. — Нам не нужен аттестат или техникум, нам нужно, чтобы ребенок находился в социуме и в дальнейшем смог получить профессию. Наши дети могут и будут работать. Моему ребенку дали шанс, хотя директор школы тоже пошел на определенный риск, и я очень за это благодарна. Понятно, что есть тревоги и вопросы, но есть и опыт».

 По словам Елизаветы Кирилловой, запуск пилотного ресурсного класса — это только начало. В перспективе обсуждается создание ресурсного центра по работе с общеобразовательными школами и открытие таких площадок во всех семи районах Челябинска.

Вчера | 16:14
Музейный гид. Почему златоустовские оружейники изменили немецкую технологию гравюры на стали

История Златоуста началась в XVIII веке с железоделательного завода, в XIX веке появилась оружейная фабрика, были заложены традиции гравюры на стали. Славная история трех веков представлена в городском краеведческом музее.

Вчера | 15:29
Игры грамотных. Один из основателей «Тотального диктанта» рассказал о влиянии слова на человека

Фраза «Вся наша жизнь — игра» приобретает новый смысл. Жизнь — это сразу несколько игр, в которые мы играем и последовательно, и параллельно. В этом убежден крестный отец захватившей весь мир акции «Тотальный диктант», публицист, блогер, преподаватель Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Илья Стахеев.

31.01.2019 | 12:54
В Челябинске готовятся запускать ресурсные классы для особых детей

Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) готовится запустить пилотный проект по открытию ресурсных классов в челябинских школах. Их суть в том, чтобы подготовить детей с ограничениями по здоровью к возможности обучения в обычном классе.

08.01.2019 | 12:46
Отголоски мундиаля. В Челябинской области ищут иностранных болельщиков, не уехавших домой

Сотрудники управления по вопросам миграции проводят проверки, чтобы выявить иностранных болельщиков, которые не уехали из России по окончании чемпионата мира по футболу.

Новости   
Спецпроекты