Вместе сильнее. В Челябинске откроют ресурсные классы для особых детей
В Челябинске готовятся к запуску пилотного проекта по открытию ресурсных классов для особых детей в общеобразовательных школах.
- И планшет, и релакс. В Челябинске открывают новые детские сады
- Сохраняя семьи. В Челябинской области становится меньше сирот
Сложностей, как и в любом начинании, хватает, в частности, нужно определиться со школой, где стартует пилотный проект, однако у руководителей учебных заведений возникает немало вопросов. 30 января в администрации города состоялась дискуссионная площадка, на которой директора 22 челябинских школ, эксперты, представители регионального министерства образования и комитета по делам образования Челябинска и, конечно, родители особых детей поделились всеми за и против.
Барьер в головах
Не секрет, что отношение к людям с ментальными нарушениями, такими как синдром Дауна или аутизм, в нашем обществе не самое терпимое. Их могут не пустить в кафе, попросить выйти из общественного транспорта. Когда на детской площадке появляется ребенок с синдромом Дауна, многие родители стремятся увести своих детей подальше. Также в штыки принимается наличие особого ребенка в детсаду или школе, хотя сами дети, в отличие от взрослых, ведут себя гораздо толерантнее. Ольга Кузнецова, мама ребенка с синдромом Дауна из Еманжелинска, вспоминает, что их ни в какую не хотели брать в обычный детский сад, пришлось дойти до министра образования области Александра Кузнецова. Вопреки всем страхам, родители оказались рады, что у них в группе есть особая девочка.
«Ребята контактируют с ней, понимают, что она немного другая, всячески помогают. И родителям нравится, что благодаря общению с моим ребенком их дети растут чуткими и неизбалованными. Когда мы приходим в садик, все 15 человек радостно бегут встречать мою дочь. И она стремится к ним, хочет общаться, быть вместе со всеми», — говорит Ольга.
Председатель комиссии по развитию общественного диалога Общественной палаты Челябинска Сергей Головко отмечает, что общество относится к людям с синдромом Дауна не иначе как психическим инвалидам, отсутствие информации порождает страхи. С ним согласен член правления регионального Союза журналистов Рифат Абдрашитов: «Мы ведь не видим в городе особых детей, не взаимодействуем с ними, это нас обедняет, делает скупыми и равнодушными. Инклюзию нужно обсуждать, нужно показывать особых людей, их достижения, и ситуация, может быть, изменится».
Подготовка к полету
Термин инклюзивное образование законодательно был закреплен еще в 2012 году, однако на практике по сей день возникает очень много препятствий.
«Я убеждена в том, что особые дети должны быть включены в инклюзивное образование. Если они не проходят обучение в обычных школах, то не имеют друзей, не получают возможности в дальнейшем освоить профессию и жить самостоятельно. А за образовательной инклюзией идет социальная. Когда обычные дети сидят за одной партой с ребенком с ограничениями по здоровью, во взрослом состоянии они уже воспринимают таких людей как полноценных членов общества, знают их особенности и возможности», — отмечает Елизавета Кириллова.
Ресурсные классы она сравнивает с подготовкой к полетам в космос. Дети проходят обучение со специально обученным педагогом. Он работает в связке с учителем общеобразовательного класса, за которым закреплен особый ребенок. На каждого разрабатывается индивидуальная адаптированная программа и программа коррекции поведения. Когда ребенок готов выйти в обычный класс, он присоединяется к своим сверстникам. Организаторы отдают себе отчет в том, что такие дети не улучшат свои интеллектуальные способности на сто процентов в силу определенных врожденных особенностей, однако приобретут навыки взаимодействия с ровесниками, смогут продемонстрировать свои спортивные и прочие таланты. Таким образом, и сам ребенок, и его семья не окажутся в социальной изоляции.
Эта технология уже успешно работает в школах Москвы, Казани, Воронежа, в этом году ее хотят запустить в Челябинске, хотя предстоит решить еще немало вопросов.
В зоне риска
Собравшиеся на дискуссионной площадке руководители общеобразовательных учреждений не против принимать особых детей, они уже обучаются во многих школах, однако создание целого ресурсного класса вызывает много вопросов, в том числе по финансированию и кадрам.
В частности, модель такого класса предполагает тьютерское сопровождение особых детей, причем наставник должен быть у каждого ребенка, а не один на всех, как прописано в документах сейчас. Далеко не все школы имеют возможность расширения штата, как и не каждое учебное заведение имеет свободное помещение для оборудования комнаты сенсорной разгрузки, которая является обязательной для ресурсного класса.
Еще один важный вопрос — финансирование, которое осуществляется за счет грантов, а не из бюджета. Директор должен понимать, как проект будет оплачиваться на постоянной основе, ведь грант сегодня есть, а завтра его нет.
«Наша организация берет на себя финансовые риски, заводит средства на территорию школы, покупает оборудование, но вся юридическая и административная ответственность ложится на руководителя школы. В Челябинске есть директора, готовые брать на себя ответственность, но у них возникают определенные управленческие риски, которые предусмотрены самой системой», — говорит Елизавета Кириллова.
В частности, перед руководителями школ встает вопрос о выполнении муниципального задания. «После 4-го или 9-го класса ученики должны сдавать итоговую аттестацию, — говорит директор челябинской школы № 110 Владимир Азанов. — Если особые дети будут в общем классе и не сдадут экзамен, это станет одним из нарушений муниципального задания. Директор получит выговор, школа потеряет баллы за эффективность работы».
Все возникшие проблемы предстоит решать на уровне министерства образования Челябинской области. В ближайшее время состоится совещание, на котором будут ставить вопрос о принятии распорядительных документов, где будет четко прописан регламент создания ресурсных классов.
Шаг навстречу
Родители, в свою очередь, призывают руководителей учебных заведений делать шаги навстречу и не бояться принимать особых детей в общеобразовательные классы.
«Мы все люди адекватные и не ведем речь о том, чтобы сделать из наших детей академиков, — говорит Наталья Кутепова. — Нам не нужен аттестат или техникум, нам нужно, чтобы ребенок находился в социуме и в дальнейшем смог получить профессию. Наши дети могут и будут работать. Моему ребенку дали шанс, хотя директор школы тоже пошел на определенный риск, и я очень за это благодарна. Понятно, что есть тревоги и вопросы, но есть и опыт».
По словам Елизаветы Кирилловой, запуск пилотного ресурсного класса — это только начало. В перспективе обсуждается создание ресурсного центра по работе с общеобразовательными школами и открытие таких площадок во всех семи районах Челябинска.
Поделиться