Распознавание или знание? Новые образовательные стандарты для школ появятся в этом году

16 Мая 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Распознавание или знание? Новые образовательные стандарты для школ появятся в этом году


На основе новых ФГОС будут составляться все учебные программы, задания ЕГЭ, учебники и даже примерные планы уроков. Фактически это ключевой документ, который определит содержание всего школьного образования в России и на Южном Урале на годы вперед.

Сейчас проект оценили более пяти тысяч экспертов, а от общественности поступило свыше 7,5 тысячи предложений. Все они будут учтены при доработке документа. Ознакомились с ним и южноуральские учителя. Что их смутило в новых ФГОСах, ужесточатся ли требования к русскому языку и математике — обязательным для сдачи ЕГЭ предметам и помогают ли стандарты в работе педагогам или, напротив, ограничивают в творчестве?

Ученик для государства

Новый проект школьных стандартов был выложен на сайте preobra.ru и проходил общественное обсуждение в течение месяца. Разумеется, документ вызвал активную дискуссию в кругу педагогического и экспертного сообщества. Самыми обсуждаемыми стали требования по обязательному для сдачи ЕГЭ предмету — русскому языку. Так, согласно новому стандарту на уроках школьники должны научиться понимать смысл прочитанного текста, выделять его главную мысль, уметь вести диалог, выстраивать беседу и рассказ по широкому кругу тем. А еще освоить написание сочинений-миниатюр, интервью, репортажей, заметок, рецензий, рефератов, деловых бумаг. В числе последних — заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика. И всем этим выпускник должен уверенно владеть уже в девятом классе (к слову, некоторые будущие филологи проходят это на вторых курсах южноуральских вузов).

Болдырева Гульнара_учитель года 2010.jpg— Умение работать с текстами разных стилей важно, но нового в работе над выявлением типовых признаков текстов разных жанров (в том числе и деловых бумаг) нет. Изучение официально-делового стиля и раньше было предусмотрено в 9-м классе, — комментирует учитель русского языка и литературы челябинской гимназии № 10, финалистка Всероссийского конкурса «Учитель года-2010» Гульнара Болдырева (Сабитова). — В основе новых образовательных стандартов, конечно, лежит коммуникативный подход (то есть направлены они, в первую очередь, на овладение языком как средством общения, на развитие устной и письменной речи) и метапредметный подход, который дает возможность познакомиться с разными способами работы со знанием (например, «извлечение информации из различных источников»). Многое (очень многое) «подогнано» под итоговую аттестацию (устное собеседование, ЕГЭ).

По мнению Гульнары Болдыревой, для серьезного учителя со сформированным мировоззрением и видением своего предмета новые образовательные стандарты не могут стать ограничением или помощью. Скорее, они являются ориентиром для учителя, своего рода социальным заказом. Новые ФГОСы показывают учителю, родителям, ученикам и в целом обществу, каким государство хочет видеть выпускника школы, а уж дело общества решать, совпадают ли его чаяния и ожидания с ожиданиями государства. Однако в новом проекте ФГОС все же есть моменты, которые насторожили опытного учителя русского языка и литературы.

ЕГЭ_Шишкоедов_DSC4277.jpg— Удивил термин «распознавание», который встречается очень часто. Все-таки «распознавать» и «знать» — это не одно и то же. Распознавание — некий процесс, «знание» же есть нечто завершенное. Удивило также, что в результаты второго года обучения русскому языку (6-й класс) включено причастие. Тема эта достаточно сложная для детей 12 лет. Мне кажется, уместнее оставить ее в 7-м классе вместе с изучением деепричастия, — рассуждает Гульнара Болдырева. — В этом году у меня 7-е классы, и именно результаты обучения третьего года мне были наиболее интересны. «Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию» третьего года обучения включают в себя 13 пунктов, связанных с умением работать с текстами и создавать свои, при этом только один пункт связан с орфографией — «распознавать изученные орфограммы».

Смутили Гульнару Болдыреву и такие сложные формулировки, как «осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их развитие и совершенствование», «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского языка в жизни человека; осознание богатства, выразительности русского языка».

— Многие ли взрослые способны «осуществлять развитие культуры использования русского языка» или видеть «определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности»? Уж сильно отдает демагогией, — считает Гульнара Болдырева.

Ничего невозможного

К требованиям по второму обязательному предмету — математике у общественности было меньше всего претензий. Видимо, изобрести что-то принципиально в подаче этой точной науки довольно сложно. Здесь все как обычно: дроби, проценты, квадратный корень, многочлен, прогрессии, векторы, абсцисса, ордината. Также стандарты требуют, чтобы школьник умел применять знания на практике: «решать простейшие задачи на поиск вероятностей, оценивать вероятности реальных событий, применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, вычислять расстояния на местности, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни».

ЕГЭ_Шишкоедов_DSC5057.jpg

А вот с самым популярным экзаменом по выбору — по обществознанию все не так просто. Традиционно школьники считают его самым легким предметом, поэтому не всегда хорошо готовятся к ЕГЭ. В то время как новые стандарты требуют от школьников знать ресурсы и возможности экономики России, ее государственные символы, конституционные права и нормы морали, особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, различать полномочия президента, Госдумы и правительства, сравнивать политические партии, заполнять простейшие виды правовых документов, к примеру, заявления, доверенности и многое другое.

Саратовкина-Светалана_учитель-года-2016.jpg— Экзамен по обществознанию сдается на профильном уровне, поэтому степень его сложности была всегда достаточно высока, — считает учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учитель года 2016» Челябинской области Оксана Саратовкина. — И раньше и сейчас на экзамене необходимо показать знания не только по социологии, политологии, юриспруденции, экономике, культурологии, социальной психологии, философии, но и умение моделирования жизненных ситуаций, анализа источника, составления плана развернутого ответа по заданной теме, решения обществоведческих задач и, конечно, нужно написать эссе по спорным и актуальным вопросам общественного развития. Так что ничего страшного в новых стандартах нет, они немного дополняют существующие. Большая часть из перечисленного сегодня изучается и развивается на уроках истории и обществознания.

По мнению Оксаны Саратовкиной, стандарт учителю необходим, так как показывает границы обязательного в содержании обучения и в развитии компетенций учеников. В то же время за счет внеурочной деятельности педагог может уйти глубже в разные направления изучения предмета, то есть на свободу выбора методов и приемов его работы это никак не влияет.

— Немного смущает требование научить самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов: заявления, доверенности. С одной стороны, дети не всегда могут самостоятельно заполнить заявление на ОГЭ, с другой — обществознание практико-ориентированный курс, и элементарные навыки в правовой сфере развивать тоже необходимо. Конечно, школам будет тяжело переходить на новые учебники, соответствующие ФГОСам, ведь большие деньги потрачены на приобретение существующих линий учебников, а учителям — на новые программы, но за 30 лет реформ для нас нет ничего невозможного.

Вчера | 15:42
Хлеб из биопечки. Сможет ли искусственная еда заменить натуральную

Можно ли сделать искусственную пищу из электричества, воздуха и воды? По мнению ученых, эта задача сегодня вполне решаема. К примеру, финские биотехнологи сообщили о прорывном открытии, позволяющем при помощи микроорганизмов производить муку «из ничего».

Вчера | 14:33
Рожайте — поддержим. На какие пособия могут рассчитывать южноуральские семьи

С начала этого года значительно обновился перечень мер социальной поддержки для южноуральских семей с детьми. В рамках проекта «Демография» на эти цели предусмотрено около 2 мрд рублей.

Вчера | 17:21
В Челябинской области сомневаются в эффективности перехода на 4-дневную рабочую неделю

В министерстве промышленности региона считают, что предпосылок для этого на Южном Урале нет.

Вчера | 14:33
Рожайте — поддержим. На какие пособия могут рассчитывать южноуральские семьи

С начала этого года значительно обновился перечень мер социальной поддержки для южноуральских семей с детьми. В рамках проекта «Демография» на эти цели предусмотрено около 2 мрд рублей.

Новости   
Спецпроекты