Город по сценарию. Челябинцам предлагают урбанистический проект генплана

8 Августа 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Город по сценарию. Челябинцам предлагают урбанистический проект генплана


Каким будет Челябинск через 10-20 лет? Как изменится его облик, транспортная, инженерная инфраструктура, демографическая и экологическая ситуация? Это стало главными темами круглого стола, прошедшего в Челябинске в рамках выставки-форума «Строительство-2019».

На обсуждение общественности был предложен проект нового генерального плана развития Челябинска, разработанный «Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».

Свежий взгляд

— Первый генплан Челябинска был разработан еще в 1936 году, — говорит и.о. заместителя главы города по вопросам градостроительства Сергей Репринцев. — Но его пришлось серьезно подкорректировать в годы войны, когда зоны жилой застройки разместили вокруг предприятий. Затем, в 1960-е годы, челябинские проектировщики разработали обновленный генплан, по которому мегаполис застраивался до начала «нулевых». И, наконец, в 2003 году был принят генплан, который действует и сейчас. Но и он во многом устарел. Поэтому по заказу мэрии в прошлом году московский институт «Гипрогор» начал разрабатывать совершенно новый документ. На нем во многом будет строиться стратегия развития Челябинска до 2039 года.

По словам Сергея Репринцева, 15 июля этого года на проект было получено положительное заключение Минэкономразвития и Минстроя РФ. Но ему еще предстоит пройти общественные слушания, назначенные на 29 августа. Эксперты и общественники выскажут свои предложения, которые будут учтены при принятии окончательного варианта генплана. Затем его направят на утверждение в Челябинскую городскую думу.

— Наш проект основан на уже принятой концепции развития мегаполиса, — сообщил главный инженер проектов института «Гипрогор» Владислав Татарников. — Он предусматривает два этапа: до 2029-го и до 2039 года. По базовому прогнозу население Челябинска за это время вырастет на 140-150 тыс. человек, превысив 1 млн 314 тыс. жителей. В зачет взяты снижение смертности, увеличение рождаемости и ежегодный четырехтысячный миграционный прирост. Это потребует серьезных изменений в градостроительной политике, новых урбанистических подходов.

генплан_Шишкоедов_DSC0670_ул.jpg

Застроить промзону

По словам Владислава Татарникова, нужно решать и другие проблемы. К примеру, в городе велика доля площадей, занятых промпредприятиями. Это более 10 тыс. га, из которых 6,5 тыс. приходится на гиганты индустрии. Но эти земли зачастую никак не используются, и есть резон передать их под жилищную застройку. По расчетам, не менее 500 га можно вернуть в градостроительный оборот. Кроме того, в мегаполисе немало земель сельхозназначения, охранных зон водоемов. Он как бы разбалансирован, неоднороден.

Авторы проекта сделали вывод, что в Челябинске много «разорванных» территорий, здесь проходят автомагистрали, железнодорожные пути. А значит, нужно улучшить транспортную сеть, связать город в одно целое. С другой стороны, Челябинск заселен неравномерно: в центре плотность населения более 300 человек на гектар, а в Ленинском и Тракторозаводском районах — менее 150.

При этом нужно решать и экологические проблемы. Правда, в советские времена выбросы в атмосферу за год превышали 500 тыс. тонн, а в 2017-м они составили 140 тысяч тонн. Но и это немало, проблему нужно срочно решать. Сегодня в санитарно-защитных зонах предприятий проживает около 120 тысяч челябинцев. Кроме того, для создания комфортной городской среды необходимо расширять «зеленые зоны», обустраивать скверы и парки.

Если решить все эти проблемы, то и в нынешних границах можно построить более 17 млн кв. м жилья, а в пригороде — еще 13 млн.

генплан_Шишкоедов_DSC3148.jpg

И дома, и школы

— Мы проработали четыре сценария развития города, и был принят наиболее оптимистический, но вполне обоснованный, — говорит главный экономист проекта генплана института «Гипрогор» Надежда Холодова. — Было выявлено две тысячи га неиспользуемых земель, немало и так называемых условно свободных территорий, где садовые участки можно перепрофилировать под жилищную застройку. А в целом «застроечная емкость» города — 4200 га.

По расчетам градостроителей, в Челябинске 150 тыс. кв. м ветхоаварийного жилья, в котором проживают 6 тысяч человек. Если его снести, а людей переселить, то на освободившихся участках можно будет возвести 1 млн 400 тыс. кв. м современного жилья. Серьезная проблема и ветшание панельных «хрущевок», построенных в 1960-х годах прошлого века. Их в городе 454, а полувековой срок службы уже вышел. Между тем в них проживает 80 тысяч человек — 7 % населения Челябинска. Другая беда — большой процент недостроя, брошенных стройобъектов.

Чтобы как-то решить эти проблемы, москвичи предлагают форсировать строительство жилья, причем не только на свободных участках северо-запада, но и в Ленинском, Тракторозаводском районах. Но для этого нужно строить и объекты соцсферы — школы, садики. Обеспеченность школами в городе пока 90 %, причем 42 % учеников живут за пределами 500-метровой нормативной зоны, добираются до учебы на общественном транспорте. Схожая ситуация и с детсадами. Чтобы решить вопрос, нужно возвести 61 новую школу и 117 детских садов.

Спортивные объекты в Челябинске расположены крайне неравномерно — 75 % их построены в Калининском и Курчатовском районах. Градостроители предлагают возвести 19 новых стадионов и ФОКов в самых разных уголках города.

генплан_Шишкоедов_DSC5313_новостройки,-жилищное-строительство.jpg

От центра к окраинам

— Челябинск застраивался хаотично, он как бы раздроблен на отдельные территории, — заявляет ведущий архитектор института «Гипрогор» Екатерина Катканова. — В центре есть все, а на окраинах многого не хватает. Мы предлагаем децентрализованную, полицентричную схему развития города, чтобы покончить с этой несправедливостью. И в то же время создать единую карту его застройки, с одновременным обустройством общественных пространств, защитой памятников природы — городского и Каштакского боров.

По мнению Екатерины Каткановой, в Металлургическом и Курчатовском районах, как и в центре, нужно обустроить набережную реки Миасс, а в Ленинском — возвести стадионы, облагородить берег озера Смолино.

А для нужд жилищной застройки нужно развивать инфраструктуру, обеспечить новые микрорайоны питьевой водой, теплом и электричеством. По прогнозам, нужна прибавка в 180 мегаватт электроэнергии, более тысячи гигакалорий тепла.

Как заявил представитель института «Гипрогор» Константин Шишов, в Челябинске 53 % водопроводов и 43 % канализационных сетей изношены и требуют модернизации. Для решения проблемы нехватки питьевой воды еще в 1996 году был разработан проект ее переброски из реки Уфа. Прорыли от Долгобродского водохранилища канал, но задумку так и не довели до конца. По замыслу авторов генплана, этот масштабный проект нужно завершить уже в ближайшие годы.

Они также предлагают ускорить решение мусорной проблемы. После закрытия челябинской свалки ТКО везут на полетаевский полигон, но это временный выход. Нужно форсировать строительство полигона в Чишме, причем с глубокой переработкой отходов. Москвичи советуют перенять опыт Нижнего Новгорода, где запущен мусоросортировочный завод с полным циклом автоматизации.

— Новый генплан очень нужен Челябинску, — считает начальник управления архитектуры и градостроительства регионального минстроя, главный архитектор области Антон Серебровский.— Он изначально формировался как жилые поселки вокруг предприятий, и пора объединить их в единый архитектурный ансамбль. Генпланом 2003 года предусматривалась реконструкция существующих городских зон, но, к сожалению, мы отошли от зонального принципа, ударились в застройку новых территорий. Надо исправлять положение, для этого и нужен «общий взгляд» генплана.

генплан_Шишкоедов_DSC3222_строительство,-городской-транспорт,-троллейбус,-дорога,-автомобили.jpg

Вопросы «ребром»

Участники круглого стола задали разработчикам проекта генплана множество вопросов, на которые они иногда затруднялись ответить. К примеру, сколько инвестиций потребует обновление мегаполиса. Москвичи заявили, что пока нет даже предварительных расчетов, и моделировать застройку планируется локальными схемами. Так, генпланом предусмотрено сохранить весь спектр культурного наследия исторического центра старой Челябы, расширить перечень охраняемых архитектурных объектов.

По мнению члена ЧРО общественной организации «Опора России» Андрея Бодрягина, еще нет единой стратегии развития города, четкого понимания, куда мы идем. А проект нового генплана является скорее продолжением предыдущего и не несет кардинально свежих идей. Причем он выполнен «в одном варианте». К примеру, в Екатеринбурге одновременно просчитывают пять сценариев развития города, при необходимости внося в генплан коррективы.

Члены дискуссии выразили недоумение, почему не проанализировано выполнение предыдущего генплана, ведь его «преемник» строится не на пустом месте. С другой стороны, излишняя, по мнению экспертов, детализация, фрагментарность генплана может затормозить запуск новых инвестпроектов. Почему бы не сделать его более вариативным?

Архитектор Сергей Кузнецов считает, что новый генплан — это во многом актуализация старого, разработанного челябинскими проектировщиками еще в 60-х годах прошлого века. Одна из немногих свежих идей — строительство нового вокзала в районе Кременкуля. Строитель Виталий Передерий высказал предложение четче прописать обустройство в городе зеленых зон, поскольку их в Челябинске вдвое меньше нормативного уровня. Предложили и предусмотреть транспортную доступность, связанность жилых микрорайонов. Было высказано предложение составить проект развития челябинской агломерации, выстроить единую транспортную схему «Челябинск-Копейск».

— На мой взгляд, работу над проектом генплана нужно продолжить, — подытожил председатель правления Союза проектных организаций Южного Урала Сергей Якобюк. — Нужно привлечь общественность, экспертов в самых разных сферах, чтобы сформировать единую долгосрочную стратегию развития города. Все высказанные предложения будут тщательно изучены и учтены.

Вчера | 11:52
Охота на айтишника. Смогут ли в Челябинской области подготовить нужное число IT-специалистов

IT-специалисты регулярно входят в топ самых востребованных кадров в Челябинской области. Как сообщили в министерстве образования и науки региона, в следующем учебном году будет значительно увеличен набор абитуриентов в вузах и средних специальных учебных заведениях по данным направлениям. Но смогут ли учебные заведения подготовить нужное количество кадров для «цифры», и насколько быстро они готовы откликнуться на актуальные тенденции в постоянно меняющейся сфере IT?

20.11.2019 | 16:38
Курс на возрождение. Профсоюзный комитет ЧТЗ отмечает 90-летие

25 ноября профсоюзный комитет легендарного Челябинского тракторного завода отмечает свое 90-летие. Как создавалась первая ячейка на Челябтракторострое и как в непростые годы работники боролись за ЧТЗ? Каким должен быть профсоюзный лидер и с какими трудностями в своей работе он может столкнуться? Об этом и многом другом мы беседуем с председателем профсоюзного комитета ЧТЗ Олегом Косых.

Вчера | 17:24
На Южный Урал привезли осиротевших детей из Ирака

Их взяли под опеку родственники из Саткинского района.

Вчера | 16:55
В Челябинской области «заморозили» тысячу тонн рыбы

Ее перевозили по железной дороге с нарушением температурного режима.

Новости   
Спецпроекты