Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

8 Октября 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: из архива редакции
Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

Челябинский археолог Андрей Епимахов вместе со своими коллегами из других стран принял участие в глобальном открытии, позволяющем подробно воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространение их языков по всему миру. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

Бронза Каменного амбара

В масштабном исследовании приняли участие ученые из исследовательских институтов более чем 20 стран, включая Гарвардский, Калифорнийский университеты, а также университеты Великобритании, Австрии, Италии, Индии, Китая.

Научному коллективу удалось найти геном людей, говоривших на языках индоевропейской семьи, среди населения, проживавшего на территории Северной Индии несколько тысяч лет назад.

Епимахов-Андрей_археолог.jpg— Ученые получили 11 древних образцов c Индийского субконтинента, — рассказывает Андрей Епимахов. — Вторая часть сравнительного исследования касалась современного материала. Параллельно накапливались материалы по степному генотипу бронзового века, включая и юг Челябинской области. Когда же все эти три части сошлись вместе, тогда ученые и сделали свои первые выводы.

— Другими словами, наш региональный компонент в этом проекте наличествует?

— Однозначно! Более того, на генеральной карте той статьи в журнале Science нанесен один из ключевых памятников — Каменный амбар. Это могильник бронзового века, находящийся на территории Карталинского района. И именно этот памятник, с точки зрения генетики, можно считать одним из наиболее полно изученных. Памятник этот отличается великолепной сохранностью генетического материала. Кроме того, он находится на территории Южного Урала, который являлся одним из основных звеньев на пути миграции индоевропейцев на восток.
Здесь выделилось несколько кластеров. Один из них — пришлый, европейский, другой — тот самый степной компонент из предшествующего времени. Вот он-то, собственно, и добрался до далеких индийских берегов.

Геном 101 человека

Примечательно, что археолог из ЮУрГУ, доктор исторических наук Андрей Епимахов стал единственным из всех уральских ученых участником этого уникального проекта.

К слову говоря, по этой теме на страницах международной прессы челябинский ученый выступает уже не в первый раз.

Напомним, что еще в 2015 году в Nature, одном из самых авторитетных изданий в академической среде, вышла статья челябинского археолога под названием Population genomics of Bronze Age Eurasia. В ней отражено крупнейшее исследование ДНК людей, которые жили на территории Евразии в эпоху бронзы. То есть речь идет о периоде от 3000 до 1000 лет до н.э.

Отмечалось, что в ходе работы ученые исследовали геном 101 человека со всех концов Евразии. Причем использованы были материалы на основе исследований от Западной Европы до Алтая. Результаты помогли сформировать представление о крупномасштабных миграциях населения того времени, в которые, в частности, были вовлечены и древние жители Урала. Наш материал был представлен, в частности, югом Челябинской области.

На этот раз, давая интервью журналу Science, Андрей Епимахов подтвердил, что основная часть их работы заключалась в выделении генома из костей древнего человека, жившего в Европе, Северной Евразии, Центральной Азии и на Индийском субконтиненте около пяти тысяч лет назад. Были также исследованы генетические данные 523 ныне живущих человек.

По словам Андрея Владимировича, именно в период бронзы территория, которую сегодня занимает Челябинская область, стала активно включаться в евразийское и даже мировое пространство. А это значит, что изучаться бронзовый век должен не иначе как часть евразийско-североафриканского пространства…

Индия_Аркаим_Файрузов_S0A8424.jpg

Встряхнуть старую теорию

— То есть вы решили проверить старую теорию о том, что население Страны танцующих богов было сформировано за счет притока людей из северных земель, жителей евразийских степей.

— Да, эта идея не нова. Она возникла благодаря лингвистическому сходству между санскритом и европейскими языками. Однако с помощью инструментов археологии найти ее подтверждение весьма сложно, потому что различия в материальной культуре и образе жизни огромны. Индоевропейская семья включает, как известно, около 400 языков. Процесс их разделения шел постепенно на протяжении нескольких тысячелетий. И вот как раз одна из ее ветвей и находится на Индийском субконтиненте.

Но эта теория много лет назад зашла в тупик. Да, лингвистическая ее часть бесконечно обсуждается, однако ни у кого убедительных аргументов так и не находилось. Теперь же внешние генетические данные позволяют нам отсечь с некоторой степенью вероятности так называемую анатолийскую гипотезу, объясняющую формирование проиндоевропейцев. Эта гипотеза локализует индоевропейскую прародину в Западной Анатолии (современная Турция).

Во всяком случае она уже слабо подкреплена, и генетические данные не поддерживаются. Но и более детально нарисовать картину ранних миграций индоевропейцев, которые в третьем тысячелетии до нашей эры успели посетить Европу, потом успели рвануть на восток и достигнуть Алтая и Южной Сибири. Это, видимо, тохары. Далее следует масса передвижений, в том числе во втором тысячелетии — движение на юг.

— Аркаим ложится в эту теорию?

— Он часть всего этого. Это же одно население — Каменный амбар. Это мигрировавшее с запада на восток население, которое и создало здесь эти памятники.

Генетический анализ останков на территории могильника позволил найти две группы людей с родственными связями и определить их пол. Однако в коллективных захоронениях были найдены не только родственники, но и люди, обладавшие другой генетической структурой. Данный факт указывает на то, что население, жившее здесь 4000 лет назад, не делилось по принципу «свой — чужой». Таким образом, особенности совершения погребального обряда и генетический анализ указывают на то, что люди представляли собой синкретическое общество.

Нарисуйте нам портрет!

— А какими маршрутами народ мигрировал в сторону Северной Индии?

Индия_Сборная-Урала_Сергей-Арканов.jpg— Вопрос не так прост, как это может показаться. Потому что промежуточных следов у нас очень немного. Предполагается, что они двигались с Южного Урала к юго-востоку и уже оттуда, через Среднюю Азию, попали в Индию. На территории Восточного Туркменистана есть Бактрийско-Маргианский археологический комплекс. Это одна из цивилизаций бронзового века. И ее же можно считать одним из звеньев на пути, через которое и осуществлялся переход.

— Сегодня активно сравнивается культурно-исторические коды Уелгов и современной Венгрии. В нашем случае о языковом сходстве речь вести не очень корректно?

— Ну почему же? Все не так уж страшно. Речь идет об одной из ветвей индоевропейской семьи — индоиранской. Сейчас мы пытаемся согласовать по времени лингвистическую картину и археологическую. Скорее всего произошел распад этой индоиранской ветви на иранцев и индийцев. Судя по всему, распад этот произошел чуть позднее, чем те события, связанные с территорией нынешнего Южного Урала, о которых мы рассуждаем.

Одна из целей — создание некоего этнографического портрета древнего коллектива в динамике: это внешний облик, образ жизни, культура и быт индоевропейцев. Мы понимаем, что это сверхзадача, поскольку археологическая действительность, которой мы располагаем сегодня, весьма усеченная. Но уже сейчас можно предположить, что портрет жителей Аркаима будет в чем-то схож с теми, кто формировал население Северной Индии.

Как челябинские лор-врачи спасают пациентов от глухоты

Каждый год хирурги оториноларингологического отделения челябинской Клиники ЮУГМУ возвращают способность слышать сотням пациентов. Как люди теряют слух и что делают врачи, чтобы им помочь, — об этом «ЮП» рассказала заведующая отделением, кандидат медицинских наук Анна Кочеткова.

Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.