Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Артем Шутов, основатель Brandiziac: «Челябинску не хватает кайфа в пространстве»

12 Марта 2020 Автор: Станислав Смирнов Фото: пресс-служба ЧОУНБ
Артем Шутов, основатель Brandiziac: «Челябинску не хватает кайфа в пространстве»


Артем Шутов, основатель и руководитель одного из топовых агентств на Урале, провел митап «Дизайн. Секретные материалы» в рамках «Дней дизайна в Публичке» (митап — это некоммерческие встречи с целью обмена знаниями и опытом).

Гость из Екатеринбурга рассказал челябинским студентам о проектировании систем навигации в современной городской среде и о том, как зарождаются идеи.

Стадион с лампасами

Один из самых знаковых кейсов Brandiziac — создание дизайна среды и системы навигации для стадиона «Екатеринбург-Арена», который был полностью реконструирован к чемпионату мира по футболу-2018 в соответствии с новыми требованиями FIFA.

Артем Шутов в своем рассказе неоднократно повторяет слово «фановый», что может означать «душевный» или «прикольный». Фановые вещи в контексте этой встречи — это некие фишки, благодаря которым пространство (стадион, парк, офисное здание и так далее) обретает свой характер и шарм. Стадион «Екатеринбург-Арена» получил такую индивидуальность, когда авторы решили отразить в навигации и арт-объектах элементы дизайна спортивной одежды советских времен — две полоски, они же лампасы. Эта идея, можно сказать, стала ключевой в эстетической составляющей проекта.

Создание системы навигации общественного пространства — это многоступенчатый процесс, в котором обязательно учитывается и трафик, то есть потоки людей, передвигающихся внутри той или иной локации. Судя по высказываниям студентов ЮУрГУ, присутствовавших на встрече, навигация — чужеродное понятие для этого вуза. Как же она, то есть навигация, должна выглядеть в ЮУрГУ?

Непростой вопрос для человека, который хоть и профи, но ни разу не был в этом университете. Поэтому Шутов переключается на свердловскую тематику. Его агентство планирует разработать для института экономики и управления УрФУ дизайн пространства и навигации, эти же наработки в дальнейшем можно будет использовать для оформления всего пространства федерального вуза. Также в районе аэропорта Кольцово группа «Синара» построит деревню Универсиады, часть которой в рамках наследия достанется тому же университету. И уже сейчас известно, что Brandiziac будет причастен и к этому проекту.

— Там около 600 гектаров, их нужно наполнить навигацией, которая концептуально сможет объединить все. Сейчас над проектом работает много архитекторов, каждый проектирует свою часть, все они идеологически разные, но решают одну задачу. Можно дорожки какие-нибудь сделать, деревья высадить, и все. Но всегда важна идея, которая объединит пространство. Ведь там молодежь будет тусоваться, значит, должны быть всякие фановые штуки, должно быть модно и стильно все обустроено, чтобы молодые люди кайфовали здесь. Мы на стадионе могли бы применить более традиционные и стандартные подходы, но решили «выпендриться» с этими лампасами. Да, где-то потерялась читабельность, пришлось увеличивать размеры [табличек], но в результате получилось прикольно и стильно. И никто еще там не потерялся. Мне когда показывали стадион в Казани, я спрашиваю: «А где тут навигация?» Ее просто не видно. А мне объясняют, дескать, мы сюда волонтеров загоняем, и они тут всем показывают, куда идти. Да уж, прикольная навигация, только волонтеров еще и кормить надо.

Как быть с университетом? Там, где классика, то есть более традиционное пространство, можно подойти более сухо, но какие-то общественные зоны надо оживлять... Можно и в Кембридж очень красиво «завернуть» навигацию и арт-объекты, и стилистика может быть многогранной. Повторюсь: всегда важна идея.

— Прагматика не так важна?

— Ну, дизайн вообще создан по прагматике, это искусство во имя решения очень рациональных задач. Но продавать прагматичные вещи прагматично нельзя. Просто мука или пиво — кто их будет покупать? Надо вложить в продукт какую-то красоту. А красота просто так не возникает. У нас много девушек красивых, но с таким интеллектом, что на них смотреть страшно. Здесь то же самое. Можно родить самый красивый дизайн, но без идеи, без этого внутреннего стержня не будет нужного эффекта. Иногда смотришь на человека с заурядной внешностью, но он настолько обаятельный, что светится, и ты хочешь его обнять. Не в смысле эротики какой-то, а обнять, чтобы прикоснуться к этому свету. Вот такой эффект нужен. Впрочем, он тоже может быть рассчитан, то есть опять прагматика.

Шутов_панорама-Челябинска_Шишкоедов_DSC7266.jpg
Фото Вячеслава Шишкоедова

Апгрейд для территории

— Как считаете, какой должна быть навигация в Челябинске? Екатеринбург и Челябинск часто сравнивают, причем не в пользу последнего...

— И, кстати, зря. Я очень нежно отношусь к Челябинску, у меня здесь много друзей. Всегда удивляюсь, почему многие челябинцы не так трепетно относятся к своему городу. У меня и к Екатеринбургу не такие теплые чувства. Мне всегда казалось, что Челябинск такой открытый и он всегда в движении. У вашего города есть своя фишка: он большой, и это круто. Можно привносить какие-то дополнительные арт-объекты и архитектурные решения, которые давали бы этим пространствам ощущение, не знаю, современности, что ли. На мой взгляд, именно этого сейчас не хватает городу. Думаю, многие бегут отсюда, потому что он слишком промышленный, замороченный. Ему надо воздуха дать, кайфа какого-то в пространстве. Я вижу, что в Челябинске это возможно, а вот Екатеринбургу с его плотной застройкой и компактностью это не грозит.

Это даже не навигационные темы, нужно просто учиться понимать какие-то фановые, людские вещи. Мы в Екатеринбурге боремся за какой-нибудь наш сквер [у театра драмы], делаем какие-то скамейки у «Ельцин-Центра», песочницы: это просто попытка апгрейдить и сделать максимально удобным пространство, чтобы людям нравилось здесь находиться. Но и эти попытки иногда идут вразрез с простой человеческой логикой. Мне вчера показывали проект качелей возле крупного культурного центра, и я немного удивился, почему архитекторы так поступили: вдоль дорожки, которая идет по всей территории, поставили три одиночные качели. Но можно было, например, поставить одну длинную, многоместную. Люди же общаются, могут даже познакомиться здесь. Когда объект огромный, это создает атмосферу общности. Это вот «сижу один в своем гнезде» всем уже надоело.

— У вас не было желания заняться созданием дизайна среды целого города?

— Я изучал тему городского брендинга еще с 2009 года, и мне жутко хотелось сделать Арамиль [небольшой город-спутник Екатеринбурга]. Мы специально его изучали, даже договорились с мэром, но у них, конечно, не хватило денег. Там можно было придумать какие-то интересные вещи. В любом случае, если ты намерен заняться городским брендингом, тебе нужно общаться с людьми. Город — это люди. Нужно понять, как они воспринимают окружающую среду, и исходя из этого выстраивать все остальное. Нельзя пытаться делать все по своей логике.

Мог бы поумничать насчет Челябинска, но какой в этом смысл, ведь я не очень хорошо знаю город. Надо глубоко изучать тему, прежде чем делиться своими представлениями. В Челябинске могут быть места, которые горожане очень любят, а я к ним отношусь как к проходным. Это как впустить к себе домой постороннего человека, а он начнет указывать, где и что должно находиться.

Шутов_мероприятие_пресс-служба-ЧОУНБ_IMG_9449.jpg

Виды на практику

— Насколько важна теория для студентов-дизайнеров?

— По-хорошему каждому человеку нужен некий ментор, который ведет его, подсказывает. Если такого человека нет, начинают помогать книги, в них набираешься первого опыта. Сейчас есть интернет, но он поверхностный, и очень много разной информации. Книги тоже стали более поверхностными, раньше было проще. Но если ты не можешь прочитать про навигацию, смотри и анализируй. Пойми, почему тебе это нравится или наоборот. И нужно стараться быстрее уходить в практику. По книжкам можно погрузиться в тему, но нельзя досконально ее изучить.

— Слышал, что в Екатеринбурге достаточно развито дизайнерское сообщество, довольно часто проводятся какие-то встречи по обмену опытом. Челябинск в этом плане отстает, хотя и у нас есть неплохие специалисты. Как вам идея создания некой коллаборации, чтобы была возможность учиться друг у друга?

— Так получилось, что я не участвую в коллаборациях дизайнеров, хотя меня и пытаются затащить в АКАР или АБКР. Не вступаю в союзы, для меня это принципиально. Но считаю, что это хорошо. Если в Челябинске есть потребность в развитии школы дизайна, буду рад чем-нибудь помочь. Можно организовать серию мастер-классов в течение года, например, на базе университета. Могу и пробовать привлечь молодежь в практику. Молодые люди должны понимать, что самое интересное начинается, когда ты заходишь в реальный бизнес.

Вчера | 12:51
Война без границ. Челябинские ученые изучают зарубежные архивы

Помните документальный фильм «Неизвестная война», поставленный в конце 1970-х годов советскими и американскими кинематографистами? В числе прочего он рассказывал о том, что предшествовало вероломному нападению нацистской Германии на Советский Союз в 1941 году.

Вчера | 12:16
Время сжалось. Почему обновление знаний взрослому человеку стало требоваться чаще

У нас, когда говорят о проблемах образования, в первую очередь сразу думают о том, что это о детях да молодежи. Но ведь еще есть так называемое взрослое образование. Какое место оно сегодня занимает в России и на Южном Урале и какое должно занимать? Об этом мы говорим с профессором Галиной Казаковой, доктором культурологии, экспертом Высшей школы экономики.

18.05.2020 | 10:42
Ушли в ноль. Рестораторы заявляют о серьезном падении доходов из-за пандемии

Ограничения пока не повлекли за собой закрытие точек общепита, но тревожные сигналы уже есть. При этом арендаторам сложно рассчитывать на послабления со стороны собственников помещений, поскольку те испытывают аналогичные проблемы.

30.04.2020 | 17:28
Что изменится в жизни южноуральцев с мая 2020 года

С 1 мая для россиян начнут действовать некоторые законодательные изменения.

Новости   
Спецпроекты