В Челябинске на месте бывшего танкового училища появятся «исторические» кварталы
Вместо казарм и складов здесь планируют возвести «город будущего» и пешеходный аналог Кировки.
- Кто разрушает исторический центр Челябинска — бизнес или общество?
- Стать столицей. Какие идеи московских урбанистов примет Челябинск
Новый «Венец»?
Как сообщила начальник управления перспективного развития комитета градостроительства и архитектуры Челябинска Ольга Никитина, от горожан поступило более 150 обращений. Они предлагают развивать территорию танкового училища, создать в этой зоне новую комфортную городскую среду. А проезд к железнодорожному вокзалу превратить в своего рода ворота мегаполиса.
«Мы предлагаем рассматривать эту территорию не как один большой микрорайон, а планировать развитие именно компактных кварталов со всей инфраструктурой и улично-дорожной сетью, — заявила Ольга Никитина. — Участок почти в центре города должен перестать быть одним гигантским складом и превратиться в многофункциональную и активную зону. Это открывает массу возможностей: можно строить спортивные, культурно-социальные объекты с исторической направленностью, жилье, инфраструктуру. И главное, создавать современную комфортную среду».
Сегодня территория бывшего училища разбита на множество участков, и у каждого свой собственник. Чтобы развивать территорию комплексно, архитекторы планируют выслушать их предложения и подсказать, как выстроить единую концепцию.
Напомним, в начале нулевых по инициативе одного инвестора был разработан амбициозный проект «Венец» по застройке бывшей складской зоны у танкового училища. По задумке, здесь планировали открыть пешеходную зону — бульвар, а вместо типовых панелек построить российский, французский, кавказский и другие кварталы с многоуровневыми высотками в национальном стиле. Так, архитектуру российского квартала предполагалось выдержать в пафосном духе сталинской эпохи. В проект заложили и скверы с цветниками, элементами малой архитектуры: статуями, фонтанами. Предусмотрели и эффектную иллюминацию: стилизованные фонари должны были вписываться в национальный колорит кварталов. Часть бульвара предполагалось накрыть «крышей», чтобы в своеобразной галерее можно было гулять в любую погоду.
Однако потенциальный инвестор исчез, а новых не нашлось. О «Венце» забыли, и вместо монументальной псевдоклассической застройки рядом с бывшим танковым училищем выросли серые типовые панельки… Теперь появилась надежда на возрождение проекта и комплексную застройку — хоть и без единого инвестора, но в едином стиле.
«Исторический» квартал
В последние годы судьба территории бывшего Челябинского танкового училища была под большим вопросом. После ликвидации военного вуза в 2007 году в Минобороны долго не знали, что с ним делать. С 2010 года провели ряд аукционов по продаже земельных участков и прочего имущества училища. В конце 2016-го власти города сообщили, что Минобороны РФ передало земли танкового училища Российскому фонду развития жилищного строительства, которому доверили распределять участки под застройку.
Потом на торгах продали казармы, учебный корпус, мастерскую, хранилище для техники, две трансформаторные подстанции, склады, овощехранилище, аккумуляторную, контрольно-пропускной пункт, класс показа техники, курсантскую кухню-столовую, офицерскую столовую с магазином и нежилое помещение.
По словам краеведа Юрия Латышева, новые хозяева участков стали вырубать деревья, сносить обветшавшие здания. Общественники опасались за судьбу памятника истории и культуры регионального значения «Войсковой остановочный пункт».
Фото Вячеслава Шишкоедова
А застройщики заверяли, что будут возводить не только жилье, но и социальные объекты — детский сад, досуговый центр, а также заботиться о создании комфортной среды. По их словам, элитный жилой комплекс должен был стать украшением микрорайона.
Пока все это только планы. В «казарменно-складской» зоне масса проблем, и одна из них — дорожно-транспортная. Как добраться до будущих высоток «исторического» квартала? По словам архитекторов, в генплане заложено продолжение улицы Орджоникидзе до Елькина, а также прокладка двух новых улиц внутри микрорайона. Прозвучало предложение проложить современную транспортную магистраль в сторону вокзала.
«Возможно, своего рода продолжение получит и улица Кирова за драматическим театром, между Елькина и Цвиллинга, — подытожила Ольга Никитина. — По проекту, будущую улицу-бульвар предлагают сделать пешеходно-транспортной, по которой разрешат проезд лишь легковым автомобилям. Но есть и вариант с созданием прогулочного аналога Кировки, с воссозданием неповторимого колорита старой Челябы. Главное, что хотелось бы увидеть, на этот раз предложенная концепция развития города будет предметом общественных обсуждений всех заинтересованных сторон: жителей, активистов, администрации и инвесторов».
Фото предоставлено комитетом градостроительства и архитектуры Челябинска
Поделиться