Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

На смену очному. Посещаемость южноуральских студентов на дистанте заметно возросла

23 Апреля 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов, Дмитрий Куткин
На смену очному. Посещаемость южноуральских студентов на дистанте заметно возросла


Южноуральские вузы дольше остальных познают азы дистанционного обучения. Еще много лет назад высшие школы принялись за разработку онлайн-платформ, и по отдельным специальностям получить диплом можно было фактически не выходя из дома. Однако к такому массовому переходу на дистанционное обучение не были готовы даже в вузах.

Чтобы онлайн-площадки не зависали, их пришлось дорабатывать в срочном порядке. Сейчас платформы работают практически безотказно. Правда, теперь вдвое прибавилось работы у преподавателей. Да и сами студенты жалуются, что нагрузка возросла, и пытаются идти на хитрости, списывая домашние задания. В особенностях дистанционного обучения в вузах разбирался корреспондент «ЮП».

С мобильным приложением

Дистанционное образование стало широко практиковаться в российских учебных заведениях с начала нулевых. Тогда активно развивающиеся информационные технологии просто не могли не внести коррективы в традиционные формы обучения. Южноуральские вузы сразу подхватили новое веяние. Так, в ЮУрГУ в 2001 году был создан специальный центр дистанционного образования, а с 2004-го заработал целый институт. Однако к такому массовому переходу студентов на удаленку не были готовы даже здесь. Возникшие проблемы пришлось решать в оперативном порядке.

«Все преподаватели нашего вуза используют систему «Электронный ЮУрГУ». Это специальная площадка, разработанная для дистанционного обучения. Площадка не новая, она была протестирована и работала до введения режима самоизоляции. Еще год назад мы начали традиционные лекции и практикумы дублировать в системе «Электронный ЮУрГУ» и выкладывали там задания, — комментирует старший преподаватель кафедры «Прикладная экономика» Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ Ксения Гернега. — В первые дни дистанционного обучения платформа не выдерживала нагрузки. Поэтому были быстро проведены технические работы. Сейчас система работает безотказно и фиксирует каждый заход в нее студента и преподавателя, сбоев не происходит. Есть мобильное приложение платформы, поэтому проблем с доступом нет».

«Электронный ЮУрГУ» — база корпоративная, только для местных преподавателей и студентов. Каждый учащийся вуза имеет свой пароль и логин от личного кабинета, полученный через деканат. На онлайн-площадке по дневному расписанию, которое было до перехода на дистант, проводятся занятия.

дистант_Шишкоедов_ЮУрГУ_DSC_9648.jpg

«Студенты обязаны именно во время пары по расписанию присутствовать на базе «Электронного ЮУрГУ» и выполнять тесты или практические занятия, которые выложил преподаватель. Соответственно, и сам преподаватель обязан находиться на сайте, чтобы поддерживать форумную деятельность с учащимися, — поясняет Ксения Гернега. — Ректором ЮУрГУ был утвержден регламент по проведению дистанционных занятий и ведению дистанционной платформы. Поэтому у всех преподавателей есть единая форма, которой мы должны придерживаться при составлении лекций, практических занятий или семинаров».

Также на платформе имеется опция «Посещения», которую обязательно заполняют преподаватели. В зависимости от явки на занятия и качества выполненных заданий во время пар студентам выставляется итоговая в семестре зачетная или экзаменационная оценка.

«Во многих группах посещаемость студентов даже увеличилась. Я не знаю, по какой причине: это удобство обучения домашних условиях и отсутствие транспортных проблем или доступная быстрая форма получения информации и быстрая ответная реакция. Возможно, это современный формат обучения, который станет парадигмой и плотно войдет в нашу жизнь», — считает Ксения Гернега.

Защита онлайн

В Челябинском государственном университете за развитие дистанционных технологий взялись еще в 1990-х годах. Ранее они максимально использовались в институте повышения квалификации и переподготовки кадров и институте информационных технологий ЧелГУ. Сейчас абсолютно все преподаватели и студенты используют систему онлайн-обучения (LMS) MOODLE.

«Она удобна тем, что предусматривает и обучающую, и контролирующую функции. Преподаватель имеет возможность разместить аудио- и видеолекции, записанные с применением Adobe Connect Pro, презентации, тексты, создавать тесты, проверять загруженные домашние задания и т.п. Тем, кто применял MOODLE и до вынужденного введения дистанционного обучения, массовый переход показался более легким», — отмечает начальник управления по связям с общественностью Анастасия Гусенкова.

Безусловно, есть дисциплины, которые довольно трудно перевести в онлайн-формат. Сегодня это общая проблема для всех вузов. Зачастую с такими сложностями сталкиваются представители естественно-научных факультетов.

дистант_Шишкоедов_DSC2465_планшет,-айпад.jpg

«Однако наши преподаватели находят выход, например, записывают видео лабораторных работ, — говорит Анастасия Гусенкова. — Интерактивные занятия также могут быть организованы с применением программного продукта Microsoft Office 365 и его приложения TEAMS. Здесь в режиме реального времени с помощью видео- и аудиосвязи возможно проведение любых практических занятий и лекций. Чтобы расширить возможности образовательного процесса, руководство ЧелГУ не обязывает преподавателей использовать только вышеназванные программные продукты. По мере необходимости они используют платформы «ВКонтакте», ZOOM (обязательно применяя меры безопасности, которыми обеспечивают на сегодня разработчики), «Google Класс», DISCORD, YouTube».

Сегодня дистанционный процесс охватил абсолютно все стороны студенческой и преподавательской жизни. Так, в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете состоялись первые защиты дипломов в онлайн-формате.

«Первыми дистанционно защищались заочники, которые обучаются пять с половиной лет. Зимой у них была последняя сессия, и потом начались защиты, — рассказывает советник ректора ЮУрГГПУ Алексей Прокошин. — Для организации дистанционной защиты дипломов в одном из зданий ЮУрГГПУ на Бажова есть оборудованные аудитории с видео-конференц-связью, к которой могут подключиться сразу несколько членов комиссии и сам студент. Уже стартовала онлайн-защита у магистрантов, которые обучаются два с половиной года», — отметил Алексей Прокошин.

В целом дистанционное образование организовано в ЮУрГГПУ по системе «Электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС). Для всех студенческих групп на портале созданы папки, куда выкладываются домашние задания. Виртуальная деятельность учащихся и преподавателей постоянно контролируется.

Как без плагиата?

Переход на дистанционное обучение заметно растянул рабочий день у преподавателей. Чтобы сделать онлайн-занятия не хуже очных, многие из них прилагают большие усилия и работают до самой ночи.

«У меня, например, шесть дисциплин, и это только на дневном отделении. Не могу представить, что будет, когда начнется сессия заочного отделения, — комментирует доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку ЮУрГГПУ, кандидат филологических наук Галина Иваненко. — Задание я даю такое, чтобы оно компенсировало отсутствие очного занятия. Проверок настолько много, что рабочий день становится ненормированным и перетекает в ночь. И, конечно, никакое общение у экрана не компенсирует живое общение: нет живого контакта, да и связь подводит, что естественно при таких нагрузках на нее. Кстати, у меня есть такой предмет — педагогическая риторика. Ну вот ее точно дистанционно изучать малопродуктивно».

дистант_Шишкоедов_DSC9600_ноутбук,-компьютер.jpg

Сетуют на возросшую нагрузку и сами студенты. Освоить сложные термины и темы самостоятельно оказалось по плечу не каждому. Об этом, к примеру, говорят учащиеся Южно-Уральского государственного медицинского университета. У них дистанционное образование ведется на платформе do.chelsma.ru.

«Лекции представляют собой презентации либо вордовский документ, очень тяжело при этом самому понимать материал, — рассказывает на правах анонимности студент ЮУГМУ. — Что касается практических заданий, то теперь такие дисциплины, как «уход за больными» и учебная практика, проходят не в больнице, а тоже в онлайн. Нам дается тема, вопросы к ней и какие-нибудь тесты и задачи. И на это очень много времени тратится. Надо найти информацию, написать все в вордовском документе, выполнить задания. Еще должна быть индивидуальность работы. Если будут схожие работы, то и оценка соответствующая. Но как тут без плагиата, когда материалы везде одни, даже из тех же самых лекций? Учиться на дистанте намного сложнее. К чему это приводит? Студенты списывают. Решают тесты с открытыми учебниками. Преподаватели это прекрасно понимают, поэтому строго оценивают, работа должна быть выполнена идеально. На некоторых дисциплинах просят писать своими, а не книжными словами. Впрочем, есть однокурсники, которые ответственно и честно подходят к дистанционному обучению».

Преподаватели сходятся во мнении, что дистанционная форма обучения имеет как плюсы, так и минусы. Но в любом случае она нуждается в дальнейшем развитии и использовании. Однако очное обучение полностью она никогда не вытеснит.

«На мой взгляд, для того, что уже реализовано, пути назад нет. Об этом говорят многие ученые, академики РАН, и я с этим согласна. Но полностью дистанционная форма обучения никогда не заменит живого общения, особенно в рамках практических и семинарских занятий. По той причине, что в нашу жизнь не так давно вошло проектное обучение, работа с предприятиями, практико-ориентированная деятельность. К нам приходят практики с предприятий с лекциями о достижениях в сфере социального и профессионального опыта. Это очень важно, когда это происходит не в онлайн-платформе, а вживую. Эти моменты яркие и хорошо запоминаются ребятами и способны повлиять на их профессиональную жизнь в дальнейшем», — заключила Ксения Гернега.

Вчера | 17:09
Убийство инженера. Преступление в Кыштыме не раскрыто и спустя 100 лет

Об этой запутанной истории до сих пор спорят кыштымцы. Челябинскому историку Сергею Морозкову удалось разыскать в архивах документы, во многом проливающие свет на события, произошедшие более века назад.

01.06.2020 | 13:23
Доброта сильнее боли и одиночества

Челябинский областной Детский фонд организовал помощь более чем 40 тысячам южноуральцев.

30.05.2020 | 09:27
Каникулы особого режима. Как организовать детям отдых в период пандемии

В Челябинской области прозвучали, пусть и в режиме онлайн, последние звонки. Теперь южноуральских ребятишек ждут долгожданные три месяца каникул.

22.05.2020 | 07:40
Вырастут ли цены на обучение в южноуральских вузах в этом году?

Высшие школы Челябинской области подготовили для абитуриентов гибкие системы оплаты.

Новости   
Спецпроекты