Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Время молчунов. Что полезного принесла «дистанционка» ученикам и учителям

21 Апреля 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов, Дмитрий Куткин
Время молчунов. Что полезного принесла «дистанционка» ученикам и учителям


Вот уже месяц южноуральские преподаватели вузов организуют обучение в режиме онлайн. Они в голос говорят, как соскучились по живому общению со студентами, сетуют, что приходится работать до самой ночи, но при этом видят и пользу в большом объеме самостоятельно выполняемых работ.

Иваненко-Галина_доцент-кафедры-ЮУрГППУ.jpgСвоими неоднозначными впечатлениями от дистанционного процесса специально для «ЮП» поделилась доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку ЮУрГГПУ, кандидат филологических наук Галина Иваненко. Первым делом она отметила, что ничего страшного не произошло.

«Сегодня порой приходится слышать выражение панических настроений: что будет, как мы сдадим экзамены, как можно в таких условиях нормально подготовиться? Особенно волнуются родители одиннадцатиклассников. Вспомним: в предыдущие годы, не омраченные пандемией, звучали просьбы отпустить детей на домашнее обучение. Вот можно считать, что пожелание сбылось, — рассуждает Галина Иваненко. — У школьников и студентов появилась возможность не тратить время на дорогу, питаться полноценно дома, самостоятельно распределять время, уделяя внимание предметам и темам согласно своим индивидуальным потребностям. В рамках требований программы, естественно. Ничего страшного не происходит и не произойдет ни с программой, ни с подготовкой отдельного ученика, ни с уровнем знаний школьников и студентов в общем».

По мнению Галины Иваненко, в наше время есть все возможности для дистанционного обучения и для самообучения. Требования программ по любому предмету легко узнать и студенту, и школьнику, и родителю. Списки рекомендуемой литературы есть, ресурсов с информацией по предмету и с заданиями множество. Учителя и преподаватели высылают домашние задания с инструкциями, рекомендациями. Учебники есть, в конце концов! Преподаватель уверена, что у каждого настало время проявить свои способности к самоорганизации, а у родителей школьников — принять участие в образовательной программе своего ребенка, в его мотивации на получение знаний.

время-молчунов_Дмитрий-Куткин_DSC05971.jpg

«В общем, во-первых, ничего страшного. Но, во-вторых, ничего хорошего. Да, мы живем в мире парадоксов. К сожалению, не все из теоретически возможного удается реализовать на практике. Так, система для связи школы и родителей «Сетевой город» не выдерживает натиска пользователей, а многие учителя даже через две недели нахождения детей дома не смогли предложить какой-то конкретный способ контакта. В этом смысле в университете, где я работаю, как мне кажется, проблемы были решены своевременно. К началу дистанционного обучения для преподавателей и студентов были созданы площадки для размещения материалов — теории по теме и заданий для выполнения, даны четкие инструкции о системе взаимодействия и отчетности. Сейчас мы проверяем задания третьей недели. И вот тут весь ужас карантина предстал со всей отчетливостью перед нашими уставшими педагогическими глазами. У меня, например, шесть дисциплин, и это только на дневном отделении. Не могу представить, что будет, когда начнется сессия заочного отделения. Задание я даю такое, чтобы оно компенсировало отсутствие очного занятия. Проверок настолько много, что рабочий день становится ненормированным и перетекает в ночь. Очень неудобно».

По словам нашего эксперта, никакое общение у экрана не компенсирует живое общение, да и связь подводит, что естественно при таких нагрузках на нее. Кроме того, Галина Иваненко преподает такой предмет, как педагогическая риторика. Очевидно, что изучать ее дистанционно малопродуктивно. Впрочем, как говорит преподаватель, «в-третьих, все проходит, но ничто не проходит полностью».

врнмя-молчунов_из-архива-редакции_photo_2020-04-09_22-45-17.jpg

«Считаю, что полученный опыт дистанционного обучения очень полезен. Полезен тем, что показал нам ценность очного взаимодействия «учитель — ученик»: объяснение проще, доступнее, обратная связь очевиднее. Но в то же время и дистант дает свои плоды. Я, например, пришла к выводу о пользе для развития студента большого объема самостоятельно выполняемых работ. Вижу, как ребята вынуждены формулировать свои мысли письменно, в то время как обычно делали это больше устно, и эта работа организует. Жаль, в обычном учебном процессе нужно уменьшить нагрузку преподавателя как минимум вдвое, чтобы проверки в таком объеме стали возможны. Увидела некоторых студентов с другой стороны. Кто-то в письменных работах проявляет себя лучше, чем устно. Конечно, это и без карантина бывает понятно, но в таком формате взаимодействия настало время талантливых молчунов. Но и не без разочарований: соблазн скопировать чужой материал велик. Студенты наивны, они не представляют, насколько для преподавателя с опытом эти хитрости очевидны. Во всяком случае в гуманитарных предметах. Как у физиков и математиков, не знаю. Все как всегда: кто хочет учиться — учится в любых условиях, а кто не хочет, тот в любых условиях не учится. Но, в общем, именно сейчас я особенно остро почувствовала, как я люблю своих студентов и учеников. И они как-то по-человечески себя ведут. И вообще, я вижу больше хорошего и доброго в поведении людей в этих непростых обстоятельствах. И работу люблю. И хочу скорее увидеть и университет, и учеников, и коллег», — призналась Галина Иваненко.

Вчера | 17:09
Убийство инженера. Преступление в Кыштыме не раскрыто и спустя 100 лет

Об этой запутанной истории до сих пор спорят кыштымцы. Челябинскому историку Сергею Морозкову удалось разыскать в архивах документы, во многом проливающие свет на события, произошедшие более века назад.

01.06.2020 | 13:23
Доброта сильнее боли и одиночества

Челябинский областной Детский фонд организовал помощь более чем 40 тысячам южноуральцев.

30.05.2020 | 09:27
Каникулы особого режима. Как организовать детям отдых в период пандемии

В Челябинской области прозвучали, пусть и в режиме онлайн, последние звонки. Теперь южноуральских ребятишек ждут долгожданные три месяца каникул.

22.05.2020 | 07:40
Вырастут ли цены на обучение в южноуральских вузах в этом году?

Высшие школы Челябинской области подготовили для абитуриентов гибкие системы оплаты.

Новости   
Спецпроекты